Архив статей журнала

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТРУДА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИГ-ЭКОНОМИКИ (2025)
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Авторы: АЛТУНИН К.В., Степаненкова Наталья Михайловна

В статье рассматривается трансформация рынка труда в условиях развития гиг-экономики - системы краткосрочных трудовых отношений, опосредованных цифровыми платформами. Актуальность темы статьи обусловлена стремительным ростом платформенной занятости в настоящее время. В работе анализируются ключевые факторы, способствующие росту применения гиг-модели занятости, включая глобализацию, цифровизацию, экономическую нестабильность и изменение ценностей новых поколений. Особое внимание уделяется сферам, где гиг-экономика получила наибольшее распространение: такси, доставка, IT, креативные индустрии, образование и медицина. Исследование демонстрирует противоречивый характер гиг-экономики: с одной стороны, она предоставляет работникам гибкость и автономность, с другой - приводит к прекаризации труда, отсутствию социальных гарантий и нестабильности их доходов. В статье выделяются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются гиг-работники: постоянно меняющиеся и непрозрачные алгоритмы условий работы на цифровых платформах, отсутствие карьерного роста, психологическая нагрузка и социальная изоляция. В статье обобщены основные причины отставания российского сектора гиг-экономики от уровня развитых стран, прежде всего из-за наличия институциональных барьеров, технологического отставания, низких доходов населения и различных социокультурных факторов). В заключении приводится описание задач, требующих первостепенного решения на государственном уровне и меры по их решению, что будет способствовать превращению гиг-экономики в драйвер устойчивого развития нашей страны Статья представляет интерес для исследователей современного рынка труда, экономистов, социологов, а также представителей государственных органов, занимающихся трудовой политикой.

Сохранить в закладках
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Авторы: Черникова Людмила Ивановна, КИРИЛЕВИЧ С.А., МИНКИН Я.Д.

В статье рассматриваются состояние, вызовы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных экономических условиях. На основе анализа научных публикаций и официальной статистики автором выявлены противоречия в развитии сектора, связанные с доминированием торговли и услуг, ростом количества микропредприятий и самозанятых при снижении их вклада в ВВП. Определены основные вызовы, которые представлены следующими направлениями: санкционное давление, административные и налоговые барьеры, низкая эффективность господдержки и др. В заключении обозначены перспективные направления развития МСП, сопряженные с идеями цифровизации, импортозамещения и структурной диверсификации государственной поддержки с целью повышения конкурентоспособности сектора МСП и вносимого им вклада в национальную экономику России.

Сохранить в закладках
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА (2025)
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Авторы: ГУСЕЙНОВ Э.К., Машегов Петр Николаевич

Современные социально-экономические реалии требуют поиска эффективных инструментов для решения общественно значимых проблем. Одним из таких инструментов выступает социальное предпринимательство, сочетающее бизнес-методы с реализацией социальной миссии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки действенных моделей управления социальными предприятиями, способствующих их устойчивому функционированию и масштабированию. Целью настоящего исследования является формулирование практических рекомендаций по совершенствованию управления социальными предприятиями на основе анализа международного опыта и российской практики. В рамках поставленной цели решались следующие задачи: классификация существующих моделей управления социальным предпринимательством, оценка влияния государственной поддержки и цифровизации, а также анализ успешных кейсов из разных стран. Методологическую основу исследования составили сравнительный анализ, кейс-стади и элементы системного подхода. В результате исследования обобщены модели управления, выявлены ключевые факторы эффективности и предложены рекомендации, применимые в российском контексте социального предпринимательства.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2025)
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Авторы: РИНК К. В., ШЕВЧУК Е.А., Дехтярь Галина Максовна

В статье рассмотрены основные аспекты внедрения цифровых инструментов в процессы проектирования услуг в сфере культурно-массовых мероприятий. Выведены ключевые препятствия на современном этапе организации проектирования в event-сфере, определены наиболее перспективные ниши для применения цифровых инструментов. В работе предпринята попытка проанализировать влияние Модельного стандарта услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. Сделан вывод о рамочном характере данного документа, а также об отсутствии в нем положений, обуславливающих необходимость использования цифровых инструментов в области организации мероприятий. Автором статьи сделаны выводы о том, что внедрение цифровых инструментов в сферу проектирования, организации и проведения культурно-массовых мероприятий позволит унифицировать документационную работу, купировать риски, возникающие ввиду различий в подходах к подготовке проектной документации. Выдвинуто предположение о том, что использование цифровых инструментов повышает качество оценки регулирующего воздействия мероприятия на его целевую аудиторию, позволяет сегментировать и специфицировать работу внутри конкретных групп целевой аудитории мероприятия. Автор выдвигает гипотезу о том, что цифровизация event-сферы в настоящий момент не соответствует вызовам времени, что во многом связано со спецификой отрасли, в фокусе внимания которой традиционно был и остается человек.

Сохранить в закладках