Архив статей журнала
Интерпретация художественного текста является одним из ключевых уровней читательской грамотности. Но фактически в школе процесс организации интерпретационной деятельности осуществляется в определенной степени только в 8-9 классах, причем чаще всего в формате подготовки к заданиям ОГЭ. В результате в речи обучающихся наблюдаются логические ошибки, она страдает бедностью словарного запаса. Ученики не могут извлечь из текста культурологическую информацию и осмыслить ее в контексте творчества писателя и культуры в целом. Поэтому интерпретационной деятельности необходимо уделять должное внимание, начиная с 5 класса. Благодатным материалом для такой работы, на наш взгляд, могут служить присутствующие в художественных текстах интермедиальные включения, содержащие описания других видов искусства. Психологически возраст детей 5 класса характеризуется стремлением к личностной самоидентификации, активным развитием головного мозга, повышенной эмоциональностью восприятия, развитием словесно-логического мышления, умения рассуждать. Поэтому целесообразно закладывать серьезные основы полноценной интепретационной деятельности именно в этом возрасте. Интермедиальные элементы художественного текста релевантно соотносятся с этими психологическими особенностями и с психологической точки зрения способны внести дополнительный позитив в эти процессы. В предлагаемой статье приводятся классификация внутритекстовых интермедиальных включений и методическая модель их анализа с целью формирования интерпретационных умений школьников. Практическое действие этой модели рассматривается на примере формирования интерпретационных умений пятиклассников при изучении повести-сказки Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В статье демонстрируется, как анализ экфрастических элементов способствует проникновению в идейно-художественную структуру изучаемого произведения, более глубокому пониманию особенностей его композиции, сюжета, образной системы, выявлению отличительных черт его поэтики. Благодаря такому анализу повышается общий уровень художественной подготовки, эстетической и читательской культуры учащихся, стимулируется активная работа их эмоциональной сферы и творческого воображения, происходит их духовно-нравственное развитие.
В статье рассматривается актуальная для российской действительности проблема сохранения и развития традиционных российских ценностей в условиях стремительно меняющегося мира. В работе анализируется общественная ситуация, мировые тенденции и их влияние на личность, нравственные эталоны, изменение морального облика современного человека и связанные с этими явлениями последствия на уровне личности отдельного индивида, государства и мира как такового. В статье подробно рассмотрены задачи, поставленные перед системой образования в области сохранения и воспитания нравственных ориентиров у воспитанников образовательных учреждений основного общего образования высшими органами власти. В работе проведен анализ содержания нормативных документов (ФГОС ООО), прописывающих задачи современной системы образования в части достижения личностных результатов. В связи с поставленными задачами авторами рассмотрен воспитательный потенциал биографического метода, проанализировано его использование в отечественной системе образования в разные исторические периоды. В настоящее время интерес к данному методу возрастает, так как существует потребность в сохранении исторической памяти, знании отечественной истории и значении личностного вклада в развитие государства, отечественной науки. В связи с этим в работе предложены персоналии, которые могут быть использованы в практической деятельности при изучении различных школьных дисциплин, кроме того в работе указан список личностей, чьи биографии вызывают интерес у учащихся. В статье авторами представлены возможные педагогические риски при использовании биографий известных людей на уроках в школе и предложены возможные пути их минимизации.