Архив статей журнала

ПРАКТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Авторы: Чеснокова Елена Викторовна, Торопцева Анастасия Викторовна

Статья посвящена вопросам изучения проблемы формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников при обучении иностранному языку. Цель статьи - показать возможность и целесообразность использования практико-исследовательского проекта как одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении десятиклассников лексической стороне речи иностранного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования метакогнитивных стратегий у десятиклассников для оптимизации процесса усвоения иноязычной лексики. Учитывая потребность десятиклассников к планированию, рефлексии и самоанализу, показана необходимость использования практико-исследовательского проекта как педагогической технологии для формирования метакогнитивных стратегий. В статье описаны виды метакогнитивных стратегий, проанализировано их положительное влияние на усвоение лексики иностранного языка, а также предложен адаптированный вариант практико-исследовательского проекта. Предлагается включение в процесс обучения десятиклассников иностранному языку формирование метакогнитивных стратегий на основе практико-исследовательского проекта, направленного на рефлексию собственной деятельности по усвоению лексики английского языка. В статье проанализировано опытное обучение, проведенное в МБОУ «Гимназия № 64 имени В. А. Котельникова» города Липецка с учащимися десятого класса на основе практико-исследовательского проекта «Как применение метакогнитивных стратегий повлияет на мое усвоение лексики английского языка?»: представлена анкета, проанализированы результаты анкетирования, предложены 5 вариантов кейсов для проведения практико-исследовательского проекта, описаны организация и результаты опытного обучения. Анализ литературы по проблеме исследования и проведенное опытное обучение показали, что практико-исследовательский проект может являться одной из педагогических технологий формирования метакогнитивных стратегий при обучении иностранному языку, так как обучающиеся не только получают знания о метакогнитивных стратегиях, но и могут проверить их эффективность на практике в процессе изучения иностранного языка. Практические материалы статьи представлены на русском языке, так как они носят универсальный характер и могут быть использованы при обучении любому иностранному языку.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕННОГО СРОКА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Авторы: Ренжина Елена Александровна

Научная статья посвящена проблеме модернизации процесса профессионального обучения в связи с сокращением сроков обучения по новым и актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования. Требования интенсификации, индивидуализации учебного процесса как факторы подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для современного производства рассмотрены в качестве предпосылок проектирования педагогической технологии уровневого профессионального обучения. На основе ретроспективного анализа теорий дифференцированного, личностно-ориентированного обучения и современных тренинговых технологий подготовки обучающихся СПО к участию в чемпионатах профессионального мастерства федерального проекта «Молодые профессионалы» была разработана технология уровневого профессионального обучения. В статье теоретически обоснованы структурные компоненты разработанной педагогической технологии: концептуальный, содержательный, процессуальный. Рассмотрены педагогические условия для эффективной реализации педагогической технологии: методическое сопровождение индивидуализации процесса обучения и повышения самостоятельности обучающихся. Средствами уровневого обучения являются рабочая тетрадь с комплексом разноуровневых заданий и цифровой образовательный ресурс с доступом к тематическим блокам учебного материала чрез QR-кодирование. Освоение содержания учебного материала каждого учебного блока происходит последовательно на трех уровнях обучения: репродуктивном, реконструктивном и творческом. Сформированность практических навыков профессиональной деятельности на минимальном, базовом или оптимальном уровне усвоения фиксируется на этапе самодиагностики, взаимодиагностики, внешней оценки педагогом, что позволяет своевременно организовать коррекцию знаний и умении каждого обучающегося, спланировать индивидуальный образовательный маршрут. В статье описан положительный опыт организации и проведения педагогического эксперимента по апробации технологии уровневого обучения в образовательном процессе СПО в учебных заведениях Российской Федерации в условиях сокращенных сроков освоения образовательных программ СПО.

Сохранить в закладках