Архив статей журнала
Введение. Политическая пропаганда является неотъемлемой частью современной сферы коммуникации, в рамках которой политические акторы транслируют свою интерпретацию реальности и влияют на общественные массы. Образ врага наиболее доступно объясняет, кто такие «МЫ» и что важно для конкретного актора, а также кто такие «ОНИ» и чем они опасны. При этом в политическом дискурсе нет единства в интерпретации понятия «враг». Представления о нем могут быть институализированы или же существовать вне институционального поля и транслироваться средствами массовой коммуникации (СМК). В этой связи целесообразно выделить два больших направления пропаганды: глобалистский и антиглобалисткий.
Цель. В данной статье на основе дискурсанализа и структурно-функционального анализа исследуется образ врага в современном дискурсе политической пропаганды, его виды и сюжетные направления, формирующиеся в медийном пространстве. Научная новизна исследования. В статье обобщаются пропагандистские характеристики образа врага в глобалистском и антиглобалистком политическом дискурсе. В рамках глобалистской пропаганды выявлена склонность конструировать образ врага в медийном пространстве посредством придания субъектности неодушевлённым явлениям и событиям после объявления их врагом. Здесь наравне с государством, как основным субъектом политической пропаганды, действуют и неправительственные организации, фонды, которые создают и транслируют свой образ врага, способствуя его последующей институциализации. В рамках антиглобалисткой пропаганды субъектом, создающим и институализирующим образ врага, выступает только государство. Все остальные акторы лишь подхватывают или опровергают данный дискурс.
Результаты. В статье предложен подход к анализу образа врага в глобалистском и антиглобалистком дискурсе пропаганды и инструменты его формирования.
Выводы. В статье рассмотрены глобалистский и антиглобалисткий направления формирования образа врага в масс-медийном пропагандистском дискурсе. Выявлена значимость образа врага в политической коммуникации для приверженцев любых политических взглядов. Фиксируется ряд отличий. В рамках антиглобалисткого подхода дискурсивный конструкт образа врага институционализируется и транслируется на уровне государства. Сторонники антиглобалисткого подхода транслируют свой дискурс опираясь на доктрины, стратегии и законы, зафиксированные государством. В рамках глобалистского подхода образ врага формируется на базе придания субъектности под влиянием общественного мнения с последующей институционализацией «новой нормальности» преимущественно через массовую культуру и гражданское неповиновение.
Введение. Условия комфортной коммуникации в обществе послужили основой стремления человека к самовыражению, составляющему необходимое впечатление о нем, т. е. к образу-представлению, получившему определение имидж.
Цель имиджа - выход в практическую сферу для достижения статуса в социуме. Эстетико-психологическая основа имиджа выражает визуальные проявления духовного здоровья личности, выводит бессознательные образы на сознательный уровень. Овладение механизмом эффективного воздействия внешнего облика является актуальным, поскольку необходимо всем, а особенно политическим лидерам.
Методы исследования. Для осуществления анализа использованы следующие методы: сравнительно-исторический, осмысливающий формирование имиджа в историческом процессе; историко-эстетический, дающий представление об имидже в ретроспективе; психологический, определяющий психолого-эмоциональные закономерности имиджа; ассоциативный, позволяющий понять восприятие политика публикой на бессознательном уровне; семиотический, обращенный к знаковой системе костюма как части имиджа. С социологической точки зрения раскрываются потребности общества в определенном типе политика.
Цель статьи. Изучить особенности построения имиджа и роли его эстетического аспекта в общей оценке образа лидера. На примере образов В. В. Путина, В. В. Жириновского, В. И. Матвиенко проанализировать возможность усиления позитивного имиджа, конструируемого сознательно и целенаправленно. Новизна исследования. В результате анализа имиджа руководителей прошлого и современности выявлено коренное отличие художественного образа вестиментарной моды от уникальной конструкции имиджевого образа. Сформулировано определение сути имиджа политического деятеля. Дана оценка применения военного и светского костюмов в создании образа руководителя страны.
Результаты. Исследования имиджа политиков показывают, что наиболее успешным становится лидер, обладающий природной харизмой, нуждающейся в соответствующем визуальном оформлении. Визуальный образ обладает символичностью, способной выступить средством легитимизации политической власти. Выявлена необходимость дальнейшего изучения знаково-символической системы внешнего облика.
Выводы. Имидж руководителя страны, созданный эстетическими средствами, воплощает образ, доступный для понимания его избирателями, способный вызывать на бессознательном уровне положительные эмоции окружающих, поднимающий авторитет его обладателя и доверие к нему. В широком смысле имидж дает представление о целой эпохе и смене цивилизационных парадигм.
Введение. Усложнение современного мира вызывает у человека информационную перегруженность и желание автоматизировать и упростить все эти процессы. Такая реакция является закономерным ответом психики, которая стремится не допустить чрезмерных нагрузок. При этом данной естественной защитной реакцией манипулируют силы, имеющие возможность контролировать информацию и преследующие собственные узконаправленные цели. Так появился и развился феномен информационных войн.
Цель. Рассмотрение информации в качестве способа негативного воздействия в рамках информационных войн современности.
Методы. В работе был использован аксиологический подход, раскрывающий важность изучения войны не только с материалистических позиций, но и с духовных, ценностных; метод систематизации позволил рассмотреть на первый взгляд разрозненные явления и события как части единой системы; с помощью структурно-функционального метода был всесторонне изучен феномен информации и выявлены ключевые механизмы его влияния на человека и общество. Новизна исследования. В работе изучены те аспекты информации, которые позволяют использовать ее и в позитивном направлении, и в негативном. Автором приводятся актуальные данные, касающиеся информационных войн, и анализируется вовлеченность современной России во все эти процессы. Информационная война рассматривается с позиции преимущественно аксиологического подхода, при этом исследуются возможности влияния новых видов информационных войн на процессы изменения ценностных ориентиров и духовных традиций. Также раскрывается значимость идеологемы «западные ценности» в контексте информационной войны, которая представляет собой новый этап в длительном процессе цивилизационного противостояния.
Результаты. Информация исследована как философская категория, выделены ее функции и прочие характеристики. Представлены различные подходы к изучению информационной войны. Выделены отличительные признаки информационной войны как разновидности войн нового поколения. Особое внимание уделено раскрытию аксиологии информационной войны, а также способам противодействия информационной агрессии.
Выводы. Успешное общество в XXI веке должно уметь использовать новейшие технологии для сохранения своей уникальности, самобытности, национальной идентичности для противостояния информационным войнам современности.
Введение. В статье анализируется проблема обоснования морали в революционной деятельности на примере статей Л. Д. Троцкого. Актуальность статьи связана с рассмотрением в ней этических идей, во многом общих для марксистской и вообще лево-радикальной философии. Кроме того, рассматриваемые нами работы Л. Д. Троцкого, по политическим причинам, вошли в свободный научный оборот сравнительно недавно, к настоящему моменту не получив достаточного объема разносторонних академических комментариев, прежде всего философских.
Цель исследования - проанализировать позицию Л. Д. Троцкого относительно использования насилия как средства достижения политических целей, выявить основные аргументы и принципы, лежащие в основе его подхода к этой проблеме, а также оценить его влияние на политическую мысль и практику. В результате анализа авторы стремятся представить читателям более глубокое понимание проблемных этических аспектов использования насилия в политике через призму идей и взглядов Льва Троцкого.
Методы. В исследовании применялись исторический и герменевтический методы. Первый позволяет исследовать контекст времени, в котором развивались этические взгляды Л. Д. Троцкого, а второй - выявить в его текстах основные принципы и идеи, характерные для революционного радикализма. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, позволяющие упорядочить материал, выявить закономерности и сделать выводы на основе сравнения этических взглядов Л. Д. Троцкого с различными этическими системами, выделяя в этих взглядах их сильные и слабые стороны. Научная новизна исследования. Авторы акцентируют внимание на проблемности обоснования морали в статьях Л. Д. Троцкого, прежде всего, таких как «Терроризм и коммунизм» (1920) и «Их мораль и наша» (1938, написанной в изгнании). При этом анализируются западные исследования по данной теме, а также полемика, развернувшаяся у Троцкого с Бертраном Расселом. Отмечается, в опоре на высказывания Ф. М. Достоевского, что построение справедливого общества невозможно при помощи аморальных средств, так как цель способна трансформироваться в зависимости от методов ее достижения. Вскрывается проблемность понятия совести и возможные варианты ее неадекватного толкования: (1) когда происходит подмена ею морально-метафизического идеала (И. Кант, Л. Толстой), или (2) она вовсе объявляется «химерой», отождествляясь с эгоистическими устремлениями, необходимостью захвата и удержания власти, прикрывающимися какими-либо идеалами. Указывается, что вторая позиция характерна для Л. Троцкого, пытавшегося «морально» оправдать тотальное революционное насилие.
Результаты. Авторы приходят к выводу, что позиция Троцкого представляет по своей сути крайне утилитаристский и революционный вариант макиавеллизма, когда в угоду якобы благой цели оказывается возможным осуществлять массовые репрессии, приносить в жертву не только человека, но и целые народы. Оказалось, что заклятые политические противники, Сталин и Троцкий, схожим образом оценивали роль насилия в политике. Вместе с тем запущенный маховик насилия не остановить так просто, погубил он и самого Троцкого. Тем не менее то, что Троцкий обратился к данной теме, говорит о важности решения моральных проблем, связанных с революционной практикой.
Введение. Обеспечивая стабильность и высокий уровень темпов социальноэкономического развития страны и роста качества жизни граждан, органы власти действуют в условиях ограниченности ресурсов. Это требует повышения эффективности управления и качественно сформулированных показателей оценки эффективности деятельности органов власти. Одной из причин затруднения формулирования индикаторов является отождествление государственного и муниципального управления.
Цель. Отделить эффективность муниципального управления от эффективности государственного управления.
Методы. В рамках исследования на основе метода интерпретации и системного подхода применялся анализ: научных публикаций, нормативных правовых актов, статистических данных. Научная новизна исследования. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления.
Результаты. Рассмотрены работы российских и зарубежных ученых для выявления подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления. Изучены отечественные и иностранные методики оценки эффективности. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценку эффективности органов государственной власти и местного самоуправления с целью сравнения показателей оценки эффективности. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления путем составления универсального перечня показателей.
Выводы. Одним из двух подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления является обобщающий - оценка эффективности муниципального управления проводится аналогично оценке эффективности государственного управления. Второй подход - разграничивающий - оценка эффективности муниципального управления отличается от оценки эффективности государственного управления, при этом учитывается невозможность полной автономии. Существует ряд общих недостатков в методиках оценки эффективности деятельности органов власти: действующие показатели не позволяют однозначно оценить результат деятельности органов власти; показатели оценки эффективности муниципального управления носят частный характер.
Введение. В статье проводится сравнительное исследование жилищной политики уральских регионов, представляющей наиважнейшее направление управления в государственном секторе, обеспечивающее достаточный уровень качества жизни населения.
Цель. Обосновать теоретические, методологические и методические основы исследования эффективности государственной жилищной политики для выработки рекомендаций по её совершенствованию в регионах Уральского федерального округа. Методы. Использованы основные теоретические методы (дедукция и индукция, анализ и синтез), экономические (анализ на мезоуровне), математические методы (сравнительный анализ и пр.) и пр. Научная новизна исследования. Рассмотрение состояния регионального жилищного фонда на основе применения методологического подхода, разграничивающего его анализ с позиций «потока» и «запаса», что в дальнейшем позволило предложить методику оценки эффективности государственной жилищной политики и осуществить её апробацию на примере сравнительного анализа регионов Уральского федерального округа, а, значит, предложить наиболее эффективные варианты её реализации.
Результаты. Исследовано состояние и динамика жилищного фонда уральских регионов, в итоге которого идентифицированы его «проблемные зоны» и намечены ориентиры активизации государственной жилищной политики для каждого из них (Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей).
Выводы. Исходя из выявленных проблем современного состояния жилищного фонда, рекомендованы наиболее первоочередные направления улучшения государственной жилищной политики в уральских регионах.