Архив статей журнала
Актуальность исследования повседневных (ПС) стрессоров у студентов обусловлена отсутствием соответствующего инструментария, учитывающего спецификустуденческой жизни.
Цель: разработка и валидизация опросника, направленного на изучение ПС у студентов. Гипотеза: предлагаемый опросник, направленный на изучение повседневного стресса у студентов, продемонстрирует приемлемые показатели внутренней согласованности, надежности и валидности. Участники: 310 студентов в возрасте от 17 до 27 лет (M = 20.31, SD = 1.8; 222 девушки (71.6%) и 88 юношей (28.4%) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Арзамас). Методы (инструменты): для проверки конвергентной валидности применены: опросник «Факторы профессионального развития» (М. Д. Петраш), анкета кризисныхсобытий и переживаний для студентов (В. Р. Манукян), эмоциональное отношение к профессиональному будущему (М. В. Гинзбург), «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (адаптация Е. Н. Осина), шкалы психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной), «Шкала воспринимаемого стресса-10» (В. А. Абабков).
Результаты: разработан опросник, включающий 54 пункта, в том числе 9 шкал: внешние стрессоры: «Учебный процесс (Обучение)»; «Время»; «Нарушение планов»; «Окружающая действительность»; «Взаимодействие»; «Семейные проблемы»; «Финансы»; и внутренние: «Личные переживания» и «Стрессоры ожидания». Основные выводы: психометрический анализ показал высокую внутреннюю согласованность шкал, подтверждающую надежность опросника. Проведена очевидная, содержательная, конвергентная валидность, подтверждена структурная валидность шкал конфирматорным факторным анализом. Полученные результаты свидетельствуют о валидности и надежности разработанного опросника, что делает его эффективным инструментом для диагностики ПС у студентов. Практическая значимость: опросник может быть использован для диагностики ПС в контексте учебно-образовательной деятельности; выявления специфическихстрессоров; для разработки профилактических и коррекционных программ.
Актуальность проблемы: при узко дисциплинарном анализе фрагментов социальной действительности и их научной экспликации как частных научных проблем, возможности выявлять общее, развивать фактуальный базис дисциплинарно ограничены. Расширенное толкование феномена профессиональной карьеры (ПК) приводит нас к феномену и проблематике профессионального становления субъекта (ПСС), при расширении ее границ – к феномену и проблематике человеческие ресурсы и управление человеческими ресурсами (УЧР), последнее – к социальному капиталу (СК).
Цель: изучение социально-психологических явлений, сопряженных с выбором профессиональной сферы и успешности профессиональной карьеры субъекта. Гипотезы: 1. Адекватный анализ социально-психологических явлений как объекта исследования требует периодической коррекции границ и содержания их изучения как предмета исследования. 2. Накопленный в психологии (в проблематике карьеры, в частности) эмпирический материал превосходит пределы традиционно выделяемого «предмета исследования» и должен подлежать методологической рефлексии. Участники: медицинские сестры (n1 = 142 и n2 = 89, данные обследования 2014 г. и 2022 г.), учителей (n3 = 96; 2016 г.), воспитателей (n4 = 44; 2015 г.), государственных служащих-руководителей (n5 = 81; 2006 г.). Методы (инструменты): анализ литературных источников, авторская методика «Динамика стиля профессиональной жизни» (В. А. Толочек).
Результаты: в качестве предикторов общей и профессиональной активности субъектов (респондентов и их родителей) выступали отношения: 1) уровня занимаемой должности родителей (отца, матери) к уровню их образования; 2) уровня занимаемой должности респондентов к уровню их образования; 3) отношение места проживания к месту рождения респондента. Величины больше 1,00 рассматривались как отражение социальной активностью людей, «деловитости», управленческого потенциала; значения меньше 1,00 – как дефицит этих качеств. Основные выводы: показано, что у представителей пяти профессиональных сфер паттерны названных переменных различны, они лучше (численно выше) в профессиях с «высокой» иерархией (большим числом должностных позиций в «вертикальной карьере» – у государственных служащих), чем с «низкой» иерархией. Практическая значимость: выявленные связи важны для последующего изучения вопросов самореализации человека в труде, в профессиональной карьере в ее трех фазах – пред-карьере – активной карьере – пост-карьере; они позволяют также разрабатывать сопряженные вопросы трудоустройства молодежи, проблем занятости в регионах, миграции и др.
Актуальность исследования обусловлена наличием в науке терминологической путаницы относительно понятия «метакогнитивизм», природы взаимосвязей между различными метакогнитивными параметрами, получившими широкое распространение в психологической науке, а также влияния профессионального опыта военнослужащих Росгвардии, полученного в условиях введения современного боя на организованность структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей взаимодействия военнослужащих.
Цель: изучение метасистемного аспекта коллективных ментальных моделей взаимодействия военнослужащих Росгвардии, включающего анализ влияния боевого опыта на организацию структуры метакогнитивной подсистемы ментальных моделей. Гипотеза: структура метакогнитивной подсистемы у военнослужащих, имеющих боевой опыт специальной военной операции (СВО) будет более интегрирована по сравнению с курсантами. Участники: военнослужащие Росгвардии, участники СВО (N = 161) в возрасте от 21 до 43 лет (M = 33; SD =1,57), курсанты третьего года обучения (N = 340) в возрасте от 20 до 24 лет (M = 22; SD =1,02) НВИ войск национальной гвардии РФ (Новосибирск) (n =188), СПВИ войск национальной гвардии РФ (Санкт-Петербург) (n = 152). Методы (инструменты): опросник «Определение уровня рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) применен для фиксации уровня рефлексии личности; с целью исследования контроля самопознания использован опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность» (Г. Шроу, Р. Дэнисс в адаптации А. В. Карпова, И. М. Скитяевой); для анализа метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности индивида применен опросник «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» (М. М. Кашапов, Ю. В. Скворцова).
Результаты: сравнение матриц интеркорреляций метакогнитивных параметров в выборках военнослужащих с боевым опытом, полученным в ходе СВО, и курсантов (военнослужащих без боевого опыта) свидетельствует об их гетерогенности (экспресс-метод χ2-Карпова). Основные выводы: структура организованности метакогнитивной подсистемы у курсантов менее когеррирована, чем у участников СВО, что демонстрирует качественные различия в матрицах интеркорреляций между метакогнитивными параметрами. Это отражает ассимиляцию профессионального опыта у военнослужащих как формирование подобия ментальной модели взаимодействия в процессе выполнения служебных задач в реалиях введения современного боя. Практическая значимость: полученные результаты вскрывают необходимость в процессе профессиональной подготовки курсантов включения в образовательный процесс отработки кейсов, направленных на решение смоделированных служебно-боевых ситуаций с целью активации и усиления интеграции структурных компонентов метакогнитивной подсистемы ментальных моделей.