Архив статей журнала
Одной из актуальных задач политики государства по отношению к российской молодежи продолжает оставаться разработка и внедрение эффективной модели политической социализации молодых граждан страны. В связи с современными тенденциями политического процесса усиливается значение упрочения связи между молодежью и государственной властью, что требует выработки новых приоритетов государственных стратегий в сфере поддержки молодых поколений. Цель статьи состоит в проведении системного анализа состояния и особенностей деятельности институтов государства в определении ключевых направлений модернизации молодежной политики.
Методы исследования: для решения поставленной цели нашли применение исторический, компаративистский и диалектический методы, метод контент-анализа. Результаты исследования: в статье аргументируется, что недостаточная эффективность стратегий государства в отношении молодежной среды, характерная для постсоветского периода, может найти объяснение в механическом следовании постулатам либеральной доктрины, обосновывающим сокращение социальных обязательств власти перед обществом. С другой стороны, наращивание усилий государства в сфере политической социализации молодежи ведет к конструктивным результатам в секторе взаимоотношений «молодежь - общество - государство». В качестве примера приводится обзор выдвижения новых приоритетов государственной политики в отношении молодежи, состоявшегося при подготовке заседания Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2022 г. В итоге делается заключение, что магистральные направления совершенствования молодежной политики продиктованы национальными интересами современной России и имеют объективные перспективы для практической реализации.
Цель - рассмотреть особенности процессов коммуникаций региональных социально-политических акторов, формирующегося сетевого взаимодействия в исследуемых регионах, на примере Вологодской и Ярославской областей. Предмет исследования. С помощью анализа эмпирических данных, изучить форматы интеграции диалогических и монологических форм социально-политической коммуникации как способа расширения рамок прямой демократии, возможностей реализации масштабных интернет-дискуссий, интенсификации общения и взаимодействия государства и общества в публичном пространстве. Методологическая основа представлена результатами качественного исследования с представителями трех основных целевых групп регионального сообщества Вологодской и Ярославской областей по поводу соотношения иерархических и сетевых начал коммуникации в выстраивании взаимодействия в решении социально значимых проблем региона. Сетевые форматы взаимодействия власти и общества, характеризуются диверсификацией множества новых «игроков» в публичном пространстве, приучая государство к координирующей и модерирующей роли в процессе конвертации возможностей и ресурсов разных участников взаимодействия в общий публичный результат. Отмечается, что в условиях сетизации, помимо вовлечения в инициативы и проекты традиционных субъектов гражданского общества, усиливается влияние малых инициативных групп и отдельных индивидов. Результаты исследования. Диалогические возможности коммуникации лучше всего реализуют технологии межсекторного партнерства. Показано, что в Вологодской области успешно развиваются инновационные технологии межсекторного партнерства и ярко представлен процесс общественной делиберации по поводу стратегии развития области. В Ярославском регионе, напротив, процесс диалога власти и общества находится в состоянии, при котором гражданский и государственный секторы живут по своей онтологической логике. Запрос на реальный диалог выхолащивается, что приводит к формализации использования сетевых площадок коммуникации.
Цель статьи - представить результаты исследования, нацеленного на анализ коммуникативных аспектов и тенденций в партийно-политическом поле на фоне избирательных кампаний 2024 г.; оценить перспективы политических партий на предстоящих выборах. Объект исследования - коммуникативные аспекты выборов 2024 г. Предмет исследования - влияние итогов выборов Президента России и ЕДГ-2024 на партогенез. В результате исследования, носящего экспертно-аналитический характер, авторы смоделировали электоральные этапы в России, сосредоточив внимание на научном прогнозе партогенеза накануне выборов в Государственную Думу IX созыва в 2026 г. Постановка проблемы: 1. Выборы Президента России задают вектор развития партийно-политический спектра. Технологии политической коммуникации трансформируются под влиянием запросов общества. Архаичные модели воздействия на избирателей через идеологию теряют свою эффективность. 2. Электоральный успех партий невозможен без «погружения» в регионы, обусловлен наличием программы, отвечающей запросам социума, а также лидеров общественного мнения в рядах партии. 3. Предложенная в статье модель электоральных циклов, основанная на совокупности факторов и тенденций социально-политического развития и динамике общественных настроений, может быть использована в процессе политического прогнозирования.
Целью статьи является прояснение смысла феноменов «коммуникация» и межличностное «сетевое взаимодействие», разделение их границ, дефиниций и эволюционных перспектив в плане политической организации человека и социальности. На основе представленной двойственности определений авторы обосновывают, что информационное пространство изобилует на первый взгляд взаимоисключающими нарративами о жизни людей в «связанном мире», в «человеческой паутине», в «сетевом обществе» и одновременно о жизни «свободной», «независимой», «индивидуальной». Авторы отмечают, что открывается возможность для оценки глубинной сути, содержания, направленности, пределов и перспектив циркулирующей межу людьми информации в контексте организации как самого человека, так и любой создаваемой им локальной или глобальной социальности. В результате ключевым понятием возникшей логической дихотомии «связанность - свобода» становится именно «связанность», способная при определённых условиях примирить между собой «свободу» и «самостоятельность», уравновесив их «взаимодействием» и «взаимозависимостью». Изучение и структурирование сущности смыслов феноменов «коммуникации» и «сетевого взаимодействия» позволяет абстрагировать границы и в контексте информационного обмена рассматривать их как эквивалентные понятия. В заключение делается вывод, что в современных условиях глобальной социальности, с одной стороны, человек озадачен свалившейся на него самостоятельностью в результате окончательного крушения иллюзий относительно способности любой внешней сторонней иерархической систематизации социальности и формализации себя в ней в том или ином качестве; с другой стороны - ему постепенно приходит понимание того, что собственная самостоятельность по-прежнему имеет определённые границы, детерминированные его принадлежностью к некоему общему локальному или глобальному социальному.
Целью статьи является анализ актуальных направлений взаимодействия общества и государства в решении задач по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, по формированию преемственности поколений на основе усвоения и воспроизводства базовых для общества традиционных ценностей, которые являются необходимым условием культурной и цивилизационной идентичности. Обозначена специфика взаимодействия государства и структур гражданского общества в системе общественных отношений и политической социализации молодежи в реализации общегосударственной политики, направленной на обеспечение национальных интересов. В заключении авторами делается вывод, что для решения этих задач необходимо развивать модель взаимодействия, которая объединяла бы усилия государства, общества и отдельных личностей. В качестве элементов этой модели на уровне органов публичной власти и государственных служащих обозначается следующее: необходимость освоения и совершенствования компетенций, опирающихся на использование возможностей цифровой коммуникационной среды; повышение уровня ответственности служащих при их взаимодействии с гражданами; руководствование при выполнении своих служебных обязанностей принципами патриотизма и служения обществу; выстраивание открытых, доверительных отношений через реализацию совместных проектов, направленных на решение социально значимых задач; исключение любых возможностей некорректного отношения к гражданам и общественности, которые способны спровоцировать негативное формирование общественного мнения и снизить эффективность формируемой органами власти системы общественных отношений.
Цель статьи - рассмотреть современное состояние наукоёмких предприятий с позиции организации бизнес-процессов, планирования финансово-хозяйственной деятельности, цифровой трансформации и определить направления их развития. На основе систематизации ключевой проблематики функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса как важнейшего компонента наукоёмкой сферы России обозначены проблемы планирования деятельности из-за зависимости от государственного регулирования процессов, влияющих на жизнедеятельность предприятия. Выделены проблематика несовершенства ценообразования, трудности сохранения и развития финансовой устойчивости в условиях зависимости от государственной политики, а также кадровые проблемы и сложности цифровой трансформации предприятий. Автором определено, что для поддержания стабильного состояния наукоёмкого предприятия в современных условиях необходимо иметь существенный объем работ с различными сроками окончания работ, в том числе путем развития кооперационных и интеграционных связей. Для решения кадровых вопросов необходимо развивать систему получения специального образования для работников отрасли. Для повышения качества процессов цифровизации и автоматизации необходимо выстаривать регламентированное управление информационными ресурсами. Предложены мероприятия по развитию мер государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса; аргументирована необходимость пересмотра моделей международного сотрудничества и наращивания экспортного потенциала в данной сфере; выделена ключевая роль современной системы мотивации для профессионального развития и удержания талантливых сотрудников в наукоёмких организациях. Результатом стали выделенные направления стратегического развития наукоёмких предприятий на основе систематизации и комплексного подхода к решению ключевых проблем функционирования оборонно-промышленного комплекса России.