Архив статей журнала
Во Введении обосновывается актуальность изучения режимов просоциального поведения в условиях новой психологической нормальности, обусловленных информатизацией и цифровизацией общества, сломом привычных поведенческих алгоритмов в период пандемии, корректированием правил и норм взаимодействия.
Теоретический анализ и проведенные ранее исследования позволяют дифференцировать сострадание и доброту с точки зрения мотивов, целей и результатов просоциального поведения: если сострадание связывается с эмпатическим подключением, сочувствием, резонансной со-настройкой с Другим, предоставлением ему собственных ресурсов, то доброта трактуется как добровольное принятие ответственности за настоящее и будущее Другого через мобилизацию его ресурсов.
Эмпирический анализ. Цель – изучение сострадания и доброты как разных режимов просоциального поведения с точки зрения их типичности и значимости в поведенческом репертуаре современных студентов, возможности адекватного распознавания в зависимости от локализации Другого на шкале «Знакомый – незнакомый». Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методы: опрос и психологическое тестирование с помощью шкалы сценариев доброты и сострадания (Gilbert P. et al.).
Заключение. Выявлено, что значимость и типичность реализации поведенческих сценариев, построенных с учетом норм просоцального поведения, указывают на их недостаточную приоритетность и востребованность. Установлено, что при более точном распознавании режима доброты сострадание одинаково хорошо идентифицируется в отношении как знакомого, так и незнакомого человека, тогда как доброта лучше распознается относительно знакомого и корреспондирует с альтруистическим инвестированием.
Введение. В контексте противостояния идеологии терроризма решаются две основные задачи: как выявить наиболее уязвимые для восприятия идей терроризма социальные группы населения и какие профилактические работы следует проводить, чтобы ослабить эффект воздействия идеологии терроризма.
Теоретический анализ. Степень социально-психологической устойчивости личности к вовлечению в террористическую организацию главным образом зависит от признания личностью принципов национальной, политической и религиозной доктрины. Социально-психологическая устойчивость личности к участию в террористических акциях – это качество личности, заключающееся в сформированном критическом отношении к терроризму, знаниях о губительных последствиях терроризма в обществе, активной гражданской позиции, которая включает в себя неприятие терроризма. В результате можно утверждать, что социально-личностная неопределенность влияет на социально-психологическую устойчивость личности.
Эмпирический анализ. Рассмотрение проблемы детерминации социальной и личностной неопределенности на социально-психологическую устойчивость личности к вовлечению в террористическую деятельность позволило установить, что социально-личностная неопределенность влияет на социально-психологическую устойчивость личности.
Заключение. Социальная и личностная неопределенности являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия, поэтому необходимо внедрение психодиагностического инструментария, направленного на выявление социально-психологической устойчивости личности к вовлечению в террористическую деятельность.
Во введении обосновывается актуальность проблемы дифференциации режимов просоциального поведения и определяется основная цель: выявить различия в распознавании и переживании модусов просоциального поведения у студентов-психологов и роли в них субъективного благополучия личности.
Теоретический анализ сострадания и доброты позволил сформулировать гипотезу: эмпирическими референтами различения просоциального сценария доброты, связанного с заботой о будущем Другого и активизацией его психологических ресурсов, и сценария сострадания, направленного на уменьшение негативных переживаний Другого за счет предоставления собственных ресурсов, выступают актуализированные эмоции, а фасилитатором – наличный уровень субъективного благополучия личности.
Эмпирический анализ. Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методики: шкала сценариев доброты и сострадания (P. Gilbert et al.); методика режимов доброты (D. E. Youngs et al.); методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова). Выводы. Выявлены различия в распознавании просоциальных сценариев доброты и сострадания; определены эмоциональные маркеры, позволяющие их дифференцировать; обнаружены различия в показателях субъективного благополучия участников с разной способностью к распознаванию доброты и сострадания, установлена значимая связь между сострадательной добротой и компонентами субъективного благополучия.
Результаты могут использоваться в образовательном процессе при формировании профессиональных компетенций студентов-психологов через обучение практикам осознанности, сострадания, самозаботы.
Способность к формированию конструктивных межличностных отношений крайне важна для будущих психологов. Теоретический анализ. Рассматривается генезис развития теории привязанности и концепции межличностной зависимости. Эмпирический анализ.
Цель: изучить соотношение между типами привязанности в детстве к родителям и во взрослом возрасте устудентов-психологов. Гипотеза: студенты, характеризующиеся ненадежной привязанностью к родителям в детстве, проявляют ненадежную привязанность и склонность к межличностной зависимости во взрослом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: проективная методика «Пространство Дерева и Света» К. Адамс(адаптация М. А. Одинцовой, Д. В. Лубовского, Е. С. Гусаровой, П. А. Ивановой); методика «Тест на тип привязанности» Э. Чен; опросник межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной). Выявлено, что у большинства испытуемых была сформирована надежная привязанность к родителям. Студентов с надежной привязанностью в межличностных отношениях на настоящий момент также больше, чем студентов с ненадежной привязанностью. Однако значительная часть студентов-психологов имеют склонность к межличностной зависимости.
Заключение. Установлено, что у группы студентов с ненадежным типом привязанности в детстве более высокие показатели тревожного типа привязанности к партнеру на данный момент по сравнению со студентами с надежной привязанностью в детстве. Показатели неуверенности в себе также выше у студентов с ненадежным типом привязанности в детстве.