ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СИТУАЦИИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Авторы: ОРЛОВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Введение. Актуальность исследования предикторов субъективного ощущения социальной поддержки у больных язвенной болезнью заключается в развитии понятия внутренняя картина болезни соматических больных.

Теоретический анализ. Социально-психологические стратегии преодоления, являясь частью внутренней картины болезни, составляют значимую и недостаточно изученную область. Это предполагает необходимость рассмотрения параметров социальной поддержки и удовлетворенность ею.

Эмпирический анализ. В данной статье на примере больных язвенной болезнью устанавливаются предикторы показателей удовлетворенности социальной поддержкой больных хроническими соматическими заболеваниями.

Заключение. Для больных язвенной болезнью выявлено снижение удовлетворенностью социальной поддержкой, прежде всего, сотрудничеством с социальным окружением, близостью эмоциональных контактов и опорой на близких.

Сохранить в закладках
ПАТТЕРНЫ ОКУЛОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЖИВОПИСИ: АЙТРЕКИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: ЛАЗУНИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, ЗИНЧЕНКО ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Во введении анализируется роль искусства в жизни общества. Искусство является одним из способов познания и описания мира, чья роль в развитии целостной личности огромна.

В теоретическом анализе представлены некоторые исследования в рамках нейроэстетики. Обсуждается выбор стимульного материала – картин пяти направлений живописи: реализма, импрессионизма, модерна, кубизма, сюрреализма. Высказывается предположение, согласно которому в процессе рассмотрения художественных произведений разных направлений окуломоторная активность (ОМА) будет различной.

Эмпирический анализ позволил выявить различия по параметрам ОМА: моргания, фиксаций, саккад у испытуемых при предъявлении им картин различных направлений. Установлено, что при восприятии картин импрессионистов у испытуемых преобладало эмоциональное возбуждение, при восприятии картин модерна и импрессионизма наблюдалась наименьшая концентрированность внимания, но проявлялся наибольший интерес. Высокая концентрация внимания фиксировалась при зрительной перцепции направления реализма. Наибольшая когнитивная нагрузка была выявлена при предъявлении картин кубистов. В процессе обработки сюрреалистических изображений задействовались рациональное созерцание и ресурсы памяти.

В заключении отмечаются характерные паттерны ОМА при восприятии различных направлений в живописи. Результаты исследования могут быть использованы в практике пассивной арт-терапии в рамках создания программ по психопрофилактике.

Сохранить в закладках