ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЗИЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Авторы: Гришечкина Наталья Васильевна, СУСЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

Введение. В начале XXI в. наблюдается постепенное возрождение интереса к реидеологизации политического и культурного пространства страны. Цель данной статьи заключается в систематизации и анализе философских взглядов на процессы реидеологизации, которые происходили в России в период с 2012 по 2023 г.

Теоретический анализ позволил утверждать, что философское сообщество продемонстрировало разнообразные реакции на активные процессы реидеологизации в России, поддерживаемые государством с 2012 г. С одной стороны, выдвигались предупреждения о репрессивном характере тотальной идеологии. С другой стороны, философы искали формы участия в обсуждении общенациональных вопросов и определения будущего развития страны. Особое внимание уделялось таким концепциям будущего, как гуманизм, культура и коммунитаризм. Некоторые философы, отказываясь от обсуждения идеологии, заняли позицию эскапизма, стремясь к свободе в своем собственном бытии, вне влияния общества или какой-либо конкретной идеологии.

Заключение. Трансформации привычных представлений об идеологии открывают новые ракурсы для философской саморефлексии. Дискуссии о необходимости «ухода» от обсуждения политических проблем и идеологической конфронтации вызывают «кризис философской идентичности» и одновременно представляют собой важный эпистемологический вызов.

Сохранить в закладках
ПАТТЕРНЫ ОКУЛОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЖИВОПИСИ: АЙТРЕКИНГ ИССЛЕДОВАНИЕ (2024)
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Авторы: ЛАЗУНИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА, ЗИНЧЕНКО ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

Во введении анализируется роль искусства в жизни общества. Искусство является одним из способов познания и описания мира, чья роль в развитии целостной личности огромна.

В теоретическом анализе представлены некоторые исследования в рамках нейроэстетики. Обсуждается выбор стимульного материала – картин пяти направлений живописи: реализма, импрессионизма, модерна, кубизма, сюрреализма. Высказывается предположение, согласно которому в процессе рассмотрения художественных произведений разных направлений окуломоторная активность (ОМА) будет различной.

Эмпирический анализ позволил выявить различия по параметрам ОМА: моргания, фиксаций, саккад у испытуемых при предъявлении им картин различных направлений. Установлено, что при восприятии картин импрессионистов у испытуемых преобладало эмоциональное возбуждение, при восприятии картин модерна и импрессионизма наблюдалась наименьшая концентрированность внимания, но проявлялся наибольший интерес. Высокая концентрация внимания фиксировалась при зрительной перцепции направления реализма. Наибольшая когнитивная нагрузка была выявлена при предъявлении картин кубистов. В процессе обработки сюрреалистических изображений задействовались рациональное созерцание и ресурсы памяти.

В заключении отмечаются характерные паттерны ОМА при восприятии различных направлений в живописи. Результаты исследования могут быть использованы в практике пассивной арт-терапии в рамках создания программ по психопрофилактике.

Сохранить в закладках