Архив статей журнала
Опыт лидеров различных отраслей и сфер экономики показывает значимость инновационной составляющей деятельности предприятий. Российские и зарубежные учёные определяют инновации как особый инструмент, новый взгляд, совокупность мероприятий, конечный результат внедрения новых технологий в различные производственные и коммерческие процессы. Посредством разработки и реализации инновационных проектов организации предприятия вносят изменения, оптимизируют как технологии, товары, бизнес-процессы, так и систему менеджмента, организационное построение и пр. Работа над инновационными проектами должна интегрировать усилия специалистов, сотрудников предприятия и подразделений в достижении целей повышения эффективности деятельности. Применение различных подходов разработки и реализации инновационных проектов базируется на оценке и понимании сильных и слабых сторон каждого из них, возможности и перспективности его применения в практической деятельности конкретного предприятия. Инновационное проектирование включает понимание проекта как совокупности элементов, регламентируется различными нормативными документами, в частности, ГОСТ определяет состав и структуру проектных документов. В статье охарактеризованы различные подходы к классификации инновационных проектов: по значимости воздействия на экономику, области приложения усилий, уровню научно-технической значимости результатов и др. Идентифицированы основные проблемные области и вопросы инновационного проектирования. Прикладные вопросы разработки и внедрения инновационного проекта рассмотрены на примере торгового предприятия. Выявлены перспективные направления инновационного развития, проанализированы различные технологии и подходы, сформулированы основные направления, цели и задачи, основные результаты инновационного проекта по оптимизации логистической деятельности.
В современных условиях успешное функционирование и развитие бизнеса определяются не только эффективным управлением внутренними бизнес-процессами и выстраиванием гармоничных взаимоотношений с конкурентной внешней средой, но и переосмыслением ценности ключевого корпоративного актива - человеческого капитала. На протяжении достаточно длительного времени управленческий HR-контур в системе взаимодействия работодателя и сотрудника рассматривался только с точки зрения учётно-расчётных операций. Именно они были автоматизированы в традиционных информационных системах кадрового учёта и расчёта заработной платы. Однако на современном этапе количество и содержательное направление HR-процессов значительно расширились, и в качестве приоритетных стали рассматриваться управление талантами, обучением, развитием и мотивацией персонала. В этой связи автоматизированный учёт только количественных показателей стал недостаточным для организации эффективного управления человеческим капиталом. На смену систем автоматизации кадровых операций постепенно приходят комплексные HR-tex-решения, автоматизирующие все НR-процессы и закрывающие все участки НR-цикла. Цель настоящего исследования - рассмотрение эволюции развития HRМ-систем и их соответствие современным HR-процессам, анализ состояния рынка отечественного программного обеспечения для их автоматизации. Проведённый анализ показал, что российский рынок на текущий момент испытывает острую потребность в инструментах комплексной автоматизации, обеспечивающих функциональное покрытие всех процессов управления человеческим капиталом, фрагментирован и характеризуется достаточно высоким уровнем зрелости программных продуктов учётно-расчётного контура наряду с лоскутным характером ИТ-решений, автоматизирующих качественные показатели НR-процессов. В этой связи проведённое исследование развития HRМ-систем с учётом технологических трендов и потребностей бизнеса в интегрированных решениях позволило систематизировать информацию в виде модели комплексной интегрированной системы, сформулировать требования к ней. Установлено, что комплексная HRМ-система имеет модульный характер и набор кастомизированных функций управления развитием потенциала человеческого капитала целесообразно формировать исходя из потребностей конкретного бизнеса. Выделенные направления развития HRМ-систем могут быть использованы при разработке импортонезависимых программных продуктов данного класса, а также предприятиями при выборе инструментальных средств для автоматизации HR-процессов.