Архив статей

Роль и значение профориентационной работы со старшеклассниками в довузовской подготовке (2025)
Выпуск: Т. 15, № 3 (2025)
Авторы: Ахантьева Наталья Владимировна

Профориентационная работа в образовательных учреждениях СПО занимает важное место и влияет не только на профессиональное самоопределение старшеклассников, но и на повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг. Как правило, данная работа строится по двум основным направлениям: во-первых, активное привлечение абитуриентов, а во-вторых, помощь в дальнейшем в трудоустройстве выпускников. В статье предпринята попытка рассмотреть профориентационную работу, направленную на решение первой задачи, так как заинтересованный абитуриент, а в дальнейшем студент – залог успешного освоения образовательного стандарта по выбранной профессии. Автором проведен анализ практики реализации профориентационной работы в довузовской подготовке.

Сохранить в закладках
Мониторинг читательских предпочтений для повышения качества фонда научной библиотеки (2025)
Выпуск: Т. 15, № 3 (2025)
Авторы: Артемьева Елена Борисовна, Шевченко Мария Анатольевна

Введение. Мониторинг читательских предпочтений является необходимым условием повышения эффективности деятельности библиотеки. Актуальность исследования обусловлена постоянным процессом адаптации контента, продуктов и услуг научной библиотеки к потребностям, предпочтениям и интересам читательской аудитории.

Постановка задачи. Цель статьи – представить результаты изучения читательских предпочтений ученых и специалистов к традиционной части отраслевого фонда Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и оценить, насколько качественно сформирован, раскрыт и использован фонд читателями.

Методика и методология исследования: теоретический анализ литературы по проблемам читательских предпочтений, статистико-аналитический метод (сбор и анализ статистических показателей книговыдачи отраслевой литературы с использованием статистических форм АБИС ИРБИС).

Результаты. Определены тенденции спроса на отраслевые сегменты фонда, представлены предпочтения читателей по виду и характеру документов, выявлены актуальные и невостребованные виды изданий. Составлен профиль использования отраслевого фонда ГПНТБ СО РАН, дана оценка состава и эффективности его использования.

Выводы. Сформулированы рекомендации для принятия рациональных управленческих решений по раскрытию и продвижению фонда, обеспечению высокого уровня информационного сопровождения научных исследований.

Сохранить в закладках
Развитие номологического инструментария в теории и практике библиотековедческих исследований (2025)
Выпуск: Т. 15, № 3 (2025)
Авторы: Вихрева Галина Михайловна, Федотова Ольга Павловна

Введение. Расширение спектра методов и форм, пригодных к применению в современных библиотековедческих исследованиях, позволяет достичь сближения и взаимодействия различных концептуально-методологических подходов, а также таких результативных эффектов, которые удовлетворяют потребность в практической отдаче от теоретических построений. Современная методология науки вырабатывает все более полные системы и модели научного знания, являющиеся результатом особого методологического анализа, что, естественно, приводит к существенной трансформации взглядов на входящие в эти системы формообразования знания и познания. Научные законы являются отражением объективно существующих в каждой системе знания свойств, отношений или связей между явлениями и процессами; меняются они – трансформируются законы, либо в законы преобразуются теоретические структуры, которые раньше не существовали в этом качестве. Данный эволюционный процесс неизбежно ведет, помимо инновационных преобразований в стратегии научного познания, к изменениям в практической деятельности социальных институтов, в частности – в образовательных программах и структуре учебных дисциплин гуманитарного цикла. Постановка задачи.

Цель статьи – обзор профессиональных научных позиций, иллюстрирующих методологическую сущность номологии как исследования форм бытования библиотековедческого знания. Основная задача – выявить возможности преобразования существующих типов концептуальных формообразований библиотековедческого научного знания, которые приобретают новые качества, развивают содержащиеся в них возможности и обогащают свое внутренне строение в процессе методологической реконструкции.

Методика и методология исследования. Методы, использованные в работе: анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных публикаций по вышеозначенной проблеме.

Сохранить в закладках
Обеспечение образовательной независимости в условиях цифровой трансформации: вызовы и стратегии для России (2025)
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Авторы: Мороз Елена Фёдоровна

Введение. В условиях цифровой трансформации образовательные системы по всему миру сталкиваются с новыми вызовами, связанными с зависимостью от международных образовательных платформ и технологий. В статье анализируется проблема обеспечения образовательной независимости России на фоне усиливающегося внешнего влияния. Глобальные платформы, такие как PISA и IB, влияют на учебные программы, создавая риски утраты контроля над образовательным процессом и усиления зависимости от иностранных технологий.

Постановка задачи. Цели исследования – выявить основные угрозы для образовательного суверенитета и предложить меры по его защите.

Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования включает сравнительный анализ международного опыта и содержательный анализ подходов к укреплению образовательного суверенитета, а также успешных примеров реализации национальных стратегий.

Результаты исследования показывают необходимость разработки и внедрения национальных цифровых платформ и сохранения культурных и исторических аспектов в образовательных программах.

Выводы подчеркивают важность создания национальных цифровых образовательных платформ и сохранения культурных особенностей для обеспечения образовательной независимости. Стратегии включают развитие отечественных образовательных технологий и создание эффективных подходов для сохранения образовательной автономии.

Сохранить в закладках