Архив статей журнала
В статье рассмотрены некоторые аспекты деятельности двух крупных общественно-духовных организаций («Милли герюш» и «Координационный комитет турецких мусульман во Франции»), действующих в Пятой Республике и представляющих собой основные структурированные объединения, выражающие на национальном уровне интересы и ценности значительной части турецкой диаспоры. На основе анализа заявлений их лидеров, сделанных в средствах массовой информации, коммюнике, размещенных в социальных сетях, а также выступлений должностных лиц Франции, автором установлен ряд основных направлений общественно-политической активности данных сообществ, демонстрирующих как их непосредственную вовлеченность в политическую деятельность в стране, так и их подконтрольность официальной Анкаре, лоббирование ее интересов. Представлены подтверждения того факта, что турецкие диаспоры не ориентированы не только на ассимиляцию, но и на интеграцию в общество страны проживания, и в значительной степени осознают себя как турок, проживающих во Франции, а не как граждан Французской Республики турецкого происхождения, что расходится с республиканским понятием о гражданстве. Также автором проведена оценка численности сторонников данных организаций. Сформулированные в работе выводы показывают потенциальную возможность влияния протурецких общественно-духовных организаций на общественно-политическую обстановку во Франции и необходимость учета влияния данного фактора.
Процессы глобализации оказали значительное влияние на сельскохозяйственные и продовольственные системы во всем мире, результатом чего стала сильнейшая взаимосвязь международно-политических и экономических событий и продовольственной безопасности. Зависимость акторов друг от друга, трансцендентная природа продовольственных проблем делает их еще более сложными для устранения. Сама по себе категория продовольственной безопасности отражает не только обеспеченность продуктами питания отдельные домохозяйства или регионы, но и демонстрирует уровень научно-технического прогресса, социально-экономического развития, успешность мониторинга природно-климатической ситуации в государстве в целом. В настоящей статье рассматриваются основные международные организации, участвующие в решении проблемы продовольственной безопасности, а также механизмы, направленные на ее устранение. Цель работы состоит в оценке эффективности деятельности международных организаций в области обеспечения продовольственной безопасности. Научная новизна статьи состоит в попытке не только описания деятельности основных международных институтов в сфере продовольственной безопасности, но и оценки эффективности этой деятельности. В научной литературе подобные исследования, датированные периодом 2022-2023 гг., пока не представлены. Ключевым методом исследования выступил анализ документов. Эмпирической базой послужили выступления и высказывания российских и зарубежных политиков и экспертов в области продовольствия. Автор определяет ключевые направления деятельности организаций в области продовольствия независимо друг от друга, а также во взаимодействии, и предлагает свою оценку их эффективности. В статье делается вывод о роли продовольственной проблемы для мирового сообщества в настоящее время и об уровне включенности международных организаций в устранение этой проблемы. Также предлагаются некоторые новые пути международной кооперации в рассматриваемой сфере.
В статье рассматриваются специфика и особенности протекционизма в российском современном управлении. Особое внимание уделяется инструментам, с помощью которых органы власти управляют сложной промышленной структурой. Делается акцент на том, что промышленная политика является важнейшим направлением с точки зрения стратегических задач и в дальнейшей перспективе. В качестве теоретической основы исследования используется традиционная теория протекционизма. В статье обозначается тот факт, что, как и в любой стране, в России жизнеспособность промышленного производственного сектора играет важнейшую роль, и его значение в росте национального производства трудно переоценить. Рассматриваются цели протекционизма в российской промышленности, которые являются важными для защиты отечественного производства, а также роста ВВП. Кроме этого, инструменты протекционизма стимулируют способность защитить промышленную отрасль от внешних факторов воздействия, снизив тем самым последствия. Концепция протекционизма в теоретическом дискурсе определена с разных точек зрения. Но основной мыслью соприкосновения в различных определениях является определение протекционизма как всей государственной политики, как в теории, так и на практике, которая ограничивает импорт из других стран путем применения международных санкций с помощью различных методов. К таким методам относятся ограничения на импорт, квоты и другие с основной целью защиты местной промышленности путем ограничения продажи иностранных товаров на рынке. Целью статьи является выявление основных методов государственного регулирования в промышленной отрасли с точки зрения инструментов протекционизма. Предметом исследования выступают теоретические и практические основы протекционистской политики в современной России. Данная работа включает в себя теоретический обзор, а также методы анализа, дедукции и обобщения. Результатом работы являются обобщающие выводы, описывающие наиболее эффективные пути и направления промышленной политики России в контексте протекционизма, сопоставление их теоретических основ с практическим применением. В статье рассмотрено несколько кейсов, которые помогают определить проблемы современной политики управления промышленностью. Среди таких явных проблем стоит выделить недостаточный уровень ориентации на новые движущие силы технологических изменений, наличие высокой степени разделения политического ландшафта, низкий уровень отбора успешных практик.
Реформирование политической системы Вьетнама является важным механизмом поддержания политической стабильности в условиях проводимых в стране социально-экономических преобразований. В данной статье подробно рассматриваются проблемные вопросы реформ политической системы во Вьетнаме, исследуется существенное влияние этих изменений на политическую стабильность страны. Программа обновления, начавшаяся в конце 1980-х гг., стала значительным поворотом к рыночной экономике. Эти реформы заложили основу для последующих политических изменений, направленных на повышение эффективности управления и административной деятельности. Корректировки, осуществляемые постепенно и осторожно, демонстрируют стратегический подход Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) к поддержанию баланса между экономической либерализацией и политической стабильностью, обеспечивая тем самым постоянное доминирование КПВ. В статье подробно рассматриваются ключевые элементы реформ, включая совершенствование администрации и управления, реструктуризацию правовой и институциональной базы, а также регулируемое расширение участия политического и гражданского общества. Показано, как эти изменения способствуют формированию модели политического управления, которая является более эффективной, открытой и отзывчивой, тем самым укрепляя легитимность государства и доверие общества.
Цель. Усложнение задач публичного управления в контексте взаимопереплетающихся внутренних и внешних трансформационных процессов в различных областях, нарастания глобальных проблем современности обусловливает необходимость опоры на социальнополитические институты, воплощающие позитивные формы гражданской активности и солидарности. В этом качестве может пониматься волонтерство (добровольчество). Цель исследования - определить ключевые параметры интерпретации данного института в политическом дискурсе России путем обращения к дискурсу главы государства и партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы и методы. Исследование опиралось на материалы официальных сайтов Президента России и парламентских партий, данные Системы обеспечения законодательной деятельности, нормативные правовые акты в обозначенной плоскости. Основными методами служили качественный анализ документов и сравнение. Результаты. Идентифицированы общие и особенные черты в интерпретации института волонтерства главой государства и политическими партиями. Установлены устойчивые коннотации, корреспондирующие с его смысловыми характеристиками. Типично обращение к историческому опыту и культурно-цивилизационному своеобразию России, что непременно должно учитываться в процессе принятия и реализации управленческих решений. Обсуждение и заключение. Выявление главных линий и сюжетов репрезентации проблематики волонтерской деятельности названными политическими акторами позволило верифицировать пространство солидарности. В нем артикулированы участие молодежи и оказание помощи жителям новых регионов России, бойцам в зоне специальной военной операции. Партиями также афишируются и проводятся акции в поддержку наиболее нуждающихся и уязвимых категорий населения (лиц пожилого возраста, с ограниченными возможностями, больных детей). Институт волонтерства интерпретируется как многогранный, многозадачный. Его предназначение усматривается в том числе в улучшении управленческих и коммуникативных практик. В свою очередь, развитие волонтерства следует сопрягать с принятием дополнительных мер, призванных устранить некоторые уязвимости и недоработки в плане взаимодействия властных акторов и неправительственных институтов, нормативные пробелы и обеспечить создание эффективной интегрированной модели.
Ключевая проблема российских реформ заключается в том, что их практически невозможно осуществлять одновременно по всей стране. Дело даже не в том, что получается «Россия разных скоростей». Эффективность ограничивается пространственными различиями и региональной историей. Потому что сама страна настолько разная, что одни и те же управленческие действия вызывают разные последствия.
Данная статья представляет результаты исследования, направленного на анализ институциональных трансформаций системы электронного гражданского участия в России. Система электронного участия граждан в России начиная с 2020 г. претерпела существенные трансформации, связанные с внедрением централизованных федеральных ресурсов. В результате этого в разных субъектах РФ сформировались разные институциональные модели, предполагающие отказ, автономное сохранение или сосуществование региональных электронных каналов с федеральными. Целью исследования является формирование оценки происходящих изменений - централизация системы электронного гражданского участия в регионах РФ и изменения степени контроля за деятельностью региональных органов власти со стороны федеральных органов власти. Для достижения цели исследования были проведены экспертные интервью с 76 респондентами, являющимися представителями пяти ключевых групп субъектов процесса создания и использования электронных каналов гражданского участия. Результаты исследования продемонстрировали неоднозначное мнение экспертов о происходящих изменениях и подтвердили, что цели федеральных органов власти при внедрении централизованных проектов электронного участия граждан направлены в том числе на повышение политической управляемости региональных органов власти и сбор данных для учета при принятии управленческих решений.
Общая невысокая эффективность интеграции на постсоветском пространстве имеет одно очевидное исключение - Союзное государство. Вместе с тем определенные проблемы существуют и в Союзном государстве. Достаточно успешно решая общие проблемы внешней торговли, стороны недостаточно эффективно работают в направлении приграничного сотрудничества и приграничной торговли. Европейский опыт приграничного сотрудничества и торговли не может быть полностью применен в России и Беларуси, однако лучшие практики Европы весьма долго и успешно отработаны и могут быть применены в рамках Союзного государства. Особый статус границы России и Беларуси имеет некоторое сходство с формальными границами ЕС. Соответственно и приграничная торговля может быть предложена как средство развития сопредельных районов.
В данной статье рассматривается проблема трансформации государственно-гражданского диалога в условиях политической нестабильности. Целью исследования выступает анализ процесса развития гражданского общества Российской Федерации в период после начала специальной военной операции 2022 г. Исследуется потенциал общественных объединений в качестве партнера государственной власти в обстановке вооруженного конфликта. Применялись приемы междисциплинарного теоретического анализа, включая исторический, компаративистский, структурно-функциональный методы. В статье формулируется авторский тезис о необходимости корректировки традиционных научных подходов о содержании и приоритетах взаимодействия между государственной властью и общественными объединениями в современной России. В качестве основного фактора государственно-гражданского диалога определяется феномен «гражданской мобилизации» российского общества. Причиной патриотического подъема после начала СВО называется понимание массовым сознанием необходимости участия «третьего сектора» в защите национально-государственных интересов Российской Федерации. Обосновано представление о появлении новых направлений государственно-гражданского взаимодействия. Такими направлениями называются формирование народного оборонно-промышленного сектора, информационно-психологическое противоборство, оказание гуманитарной поддержки и участие в социальной реабилитации участников СВО и жителей, пострадавших от военных действий регионов. Сделаны выводы о возможности преодоления традиционных проблем развития «третьего сектора» в условиях приобщения общественных объединений к решению задач политики национальной безопасности.
Актуальность и цели исследования. Региональный научно-технологический потенциал может быть раскрыт и в полной мере реализован лишь с учетом возможностей межрегионального партнерства и сотрудничества и при условии сопряжения приоритетов научно-технологического развития регионов. Цель статьи - проанализировать возможности и перспективы использования подхода «умной» специализации к формированию и развитию межрегиональных научно-технологических пространств. Материалы и методы. Методологической основой исследования послужили общенаучные методы системного анализа, абстрагирования, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, конкретизации, сравнительного и логического методов исследования. В качестве специальных методов использовались метод контент-анализа литературы, библиометрического, сравнительно-географический и другие. Эмпирическую основу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, платформы статистической информации Statista, ФРФ, а также отдельные стратегические нормативно-правовые документы. Инструментальную базу для проведения анализа составила программа VOSviewer, версия 1.6.20. Результаты. Автором проведен анализ и обобщены теоретические подходы к определению «межрегиональной научно-технологической интеграции», представлено авторское понимание «умной» специализации как стратегического подхода к разработке региональной структурной и инновационно-технологической политики. Выделены и описаны уникальные инструменты использования данного подхода на основе анализа европейского опыта. Проанализированы основные барьеры практической имплементации «умной» специализации в целях выстраивания эффективной межрегиональной научно-технологической интеграции (ведомственная рассогласованность, содержание и специфика требований по целевому использованию средств федерального бюджета, разрозненность и разнонаправленность мер и инструментов господдержки и другие), выделены ключевые инструменты ее поддержки. Выявлена роль государства в процессах выстраивания внутренних кооперационных цепочек, формирования межрегиональных научно-технологических пространств в целях обеспечения комплексности реализации региональных потенциалов. Выводы. Целесообразно проведение единой научно-технологической политики, обеспечивающей синхронность действий субъектов управления разных уровней, что потребует устранения ведомственной рассогласованности при ее реализации, установления единых прозрачных принципов и правил игры, выверенной системы экономических стимулов, и, в целом, создания качественной институциональной среды. Кроме того, в целях научно-технологического развития региональных пространств необходимо проводить постоянный мониторинг состояния и результатов использования различных инструментов государственной поддержки с целью их последующей приоритизации и увязки стратегий «умной специализации» с реальными мерами поддержки и распределением субсидий.
Цель статьи - выявить зависимость уровня международного научно-технического сотрудничества (далее - МНТС) регионов России с уровнем их экономического развития. В работе использованы следующие методы: корреляционно-регрессионный анализ, сравнительный анализ, элементы методологии иностранного члена РАН, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова В. Л. Квинта. Результаты исследования показывают, что для полной выборки регионов России значимой корреляционной связи между подушевым ВРП и уровнем научной публикационной активности не наблюдается, как в целом, так и для публикаций, написанных совместно с учеными США, Германии, Великобритании и Китая. При этом доля научных публикаций в международном сотрудничестве по всем указанным странам, кроме США, имеет небольшую положительную связь с уровнем ВРП на душу населения. Для выборки из 76 субъектов РФ (не включающей ряд малонаселенных регионов с высоким уровнем вклада в экономику добывающей промышленности) публикационная активность, а также относительное число совместных публикаций с учеными указанных стран имеет выраженную положительную корреляцию с уровнем экономики. Наибольший вклад в данное влияние вносят Москва и Санкт-Петербург, при этом ряд регионов (Томская, Новосибирская, Ленинградская области) также демонстрируют высокий уровень международного сотрудничества в науке при относительно небольших подушевых уровнях ВРП. Выявлена положительная связь уровня экономики и числа научных публикаций в регионах России, показана очевидная польза от растущего международного научно-технического сотрудничества регионов. Уровень МНТС является вторичным по отношению к другим показателям продуктивности науки, но его можно использовать для выявления динамики научного развития и учета в стратегическом управлении развитием регионов. С сокращением научных проектов, совместных со странами США, Европы, на первый план выходит Китай, сотрудничество с учеными которого перспективно для развития МНТС России.
Цель работы - рассмотреть принцип доступности в специальной и научной литературе, предпринята попытка сформулировать: дефиницию принципа доступности государственных и муниципальных услуг; дефиницию правового стандарта принципа доступности предоставления государственных и муниципальных услуг; правовые стандарты для реализации принципа доступности; проанализировать нормативные++ правовые акты государств - участников СНГ о государственных и муниципальных услугах, в том числе на соответствие принципу доступности, а также проанализировать сайты/порталы, предоставляющие доступ к получению государственных и муниципальных услуг в государствах - участниках СНГ. Авторы делают вывод, что принцип доступности основывается на простоте и удобстве для услугополучателя, реализуется на основе принципа всеобщности, в различной форме (очной и цифровой), посредством установленных гарантий, сформулированных в виде правовых стандартов принципа доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. Предлагаются следующие стандарты принципа доступности предоставления государственных и муниципальных услуг: «общие», стандарты для услуг, предоставляемых посредством сайтов/порталов государственных и муниципальных услуг, стандарты получения услуги в центрах «одного окна».