Архив статей

Арктическая повестка России: проекты, проблемы, цифровые решения (2025)
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Авторы: Куклина Евгения Анатольевна

Актуальность. Реализуемые в Арктическом макрорегионе принципиально новые инфраструктурные и производственные решения впоследствии могут быть масштабированы как в субарктических регионах, так и в стране в целом, что обусловливает значимость анализа арктических проектов, проблем, принимаемых решений и актуализирует исследования различных аспектов предметной области. Цель исследования: изучение содержания арктических проектов (в разрезе приоритетных проектов опорных зон развития), проблем и цифровых решений при их реализации. Задачи исследования: характеристика приоритетных проектов опорных зон развития; изучение передовых кейсов нефтегазовых компаний КНР и РФ в области искусственного интеллекта. Методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез, контентанализ открытых источников, моделирование. Результаты. Внедрение цифровых технологий в реализации ресурсных арктических проектов заключается в предварительном применении интеллектуального оборудования, использования больших данных, машинного обучения и других ИT-технологий в обработке и анализе данных для разведки и разработки. Внедрение технологий ИИ в ресурсных отраслях только началось и, несмотря на полученный операционный эффект, пока не принесло желаемых масштабных результатов. Оценка эффективности инвестиционных арктических проектов должна базироваться на совокупности показателей коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности. Предлагаемая концептуальная модель оценки экономической эффективности DT (Digital Twin) включает три уровня оценки в зависимости зрелости двойника и генезиса образования экономического эффекта. Максимальный экономический эффект от внедрения DT достигается за счет автоматизации принятия решений, интеграции DT в производственные процессы в реальном времени и значительного сокращения совокупных операционных расходов. Автономные и когнитивные DT высокого уровня зрелости обеспечивают управленческую гибкость, стратегическое повышение стоимости компании и возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды.

Сохранить в закладках
ИИ-ориентированные государственные сервисы: таксономия ответственности и суверенный искусственный интеллект (2025)
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Авторы: Носиков Андрей Андреевич

Настоящее исследование анализирует институциональные и технологические вызовы интеграции систем искусственного интеллекта (ИИ) в публичное администрирование и государственные сервисы, фокусируясь на классификации ролей алгоритмов в процессах принятия решений, балансе интересов в сотрудничестве с коммерческими поставщиками ИИ-решений и инфраструктуры, а также обеспечении национальной технологической автономии. Применен качественный междисциплинарный подход, сочетающий нормативноправовой анализ, тематический анализ эмпирических кейсов из практики различных стран и теоретический синтез. Данные собраны из официальных источников, рецензируемых научных публикаций и новостных источников с использованием метода снежного кома для отбора кейсов, а кодирование проводилось итеративно. В результате разработана оригинальная авторская шестиуровневая пирамидальная модель распределения ответственности в зависимости от степени автономии алгоритмов ИИ в цепочке принятия решений: от полной делегации («ИИ-Капитан») через предложение готового решения с утверждением человеком («ИИ-Штурман»), набор конфигураций («ИИ-Советник»), анализ среды с сигнализацией триггеров («ИИ-Наблюдатель» ), выполнение трудозатратных задач с ревизией оператором («ИИ-Рабочие руки») до рутинной поддержки без решений («ИИ-Рутинный помощник»). Модель наложена на градации рисков (высокий, ограниченный, минимальный) для оценки последствий ошибок. Выявлена дилемма государственно-частного партнерства, обеспечивающего доступ к инновациям, но усиливающего зависимость и уязвимости. Также обоснована роль суверенного ИИ как стратегии снижения этих рисков. Для эффективной интеграции алгоритмов в государственные сервисы рекомендуется внедрение обязательной классификации систем ИИ по уровням автономии и критичности, где шестиуровневая таксономия обеспечивает дифференцированный подход к распределению ответственности, минимизируя институциональные пробелы и риски предвзятости.

Сохранить в закладках
Внедрение искусственного интеллекта в электронные государственные сервисы: анализ и перспективы развития (2025)
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Авторы: Белый Владислав Александрович, Чугунов Андрей Владимирович

Данная статья выступает пропедевтической работой для исследования, целью которого является выявление наиболее вероятных социально-политических и институциональных изменений в условиях внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в системы электронных государственных сервисов в России. В основе методологии лежат неоинституциональный и сетевой подходы, а также принципы теории рационального выбора. Это позволяет анализировать формальные и неформальные правила, координацию между субъектами и мотивы их поведения. Источниковую базу составляют публикации из баз РИНЦ, Scopus, WoS и IEEE, программные документы государств и данные по внедрению ИИ в различных секторах. Особое внимание уделяется изучению преимуществ, рисков и изменений, связанных с начавшейся интеграцией ИИ в государственные сервисы. Рассмотренные кейсы внедрения новых технологий демонстрируют значительный потенциал реформирования государственного управления, повышения эффективности услуг, качества коммуникации между властями и гражданами. Выделены значительные риски внедрения ИИ в электронные государственные сервисы. Приведенный анализ показывает, что успешное внедрение ИИ может быть обеспечено сбалансированной стратегией, учитывающей вопросы безопасности, прозрачности и доверия к технологиям. В статье представлены промежуточные результаты исследовательского проекта, направленного на выявление стратегий цифрового поведения отдельных возрастных групп граждан. Так, младшие и средние поколения опасаются замены человека ИИ-инструментами, а старшие не готовы к цифровой трансформации. На основе выявленных тенденций и сценариев внедрения ИИ-инструментов в электронные сервисы сформирована источниковедческая и методическая основа для предстоящего исследовательского проекта.

Сохранить в закладках
ИИ-технологии в государственном управлении: институциональные аспекты и риски применения (2025)
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Авторы: Тюрина Юлия Александровна

Стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта (далее — ИИ) проникают во все сферы жизнедеятельности общества и встраиваются в процессы управления. Скорость их развития, самообучения и спектр возможностей применения поражают воображение. ИИ-технологии становятся частью повседневной жизни человека и условием лидерства, эффективности в бизнесе, политике, науке, образовании, в том числе и на международном уровне.

Последствия столь бурного и повсеместного применения ИИ пока еще не полностью изучены и осознаны, особый интерес в понимании последующих изменений представляет внедрение ИИ-технологий в управлении государством, являющимся особым социальным институтом по своему предназначению, обеспечивающим стабильность и регуляцию в обществе. Ошибки в управлении могут иметь катастрофический эффект.

Это и предопределило цель статьи, а именно — рассмотрение процесса внедрения искусственного интеллекта в работу государства в контексте его институциональной специфики. Для достижения цели была применена методология институционального и деятельностно-активистского подходов, социологическое осмысление уникальности ИИ-технологий, что позволило рассмотреть структурные, нормативно-правовые особенности внедрения ИИ в государственное управление в повседневных практиках работы госслужащих, а также актуализировать существующие риски наблюдаемого процесса.

Сохранить в закладках
Обращение главного редактора (2025)
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Авторы: Шамахов Владимир Александрович

Для цитирования: Шамахов В. А. Обращение главного редактора. Управленческое консультирование. 2025;(5):8-9. EDN: ASTTLS

Сохранить в закладках
Россия в формировании нового миропорядка и технологического будущего. Итоги работы IX Международного Невского форума (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: Тюрина Юлия Александровна

26–27 июня 2025 г. в Санкт-Петербурге прошел IX Международный Невский форум «Россия в многополярном мире: политика, экономика, образование», собравший на своих площадках российских и зарубежных экспертов в сфере государственного и бизнес-управления. В статье представлен обзор основных дискуссий форума, результаты научного поиска, прикладные решения реализации национальной и международной политики, развития регионов и отраслей экономики в складывающихся геополитических и технологических условиях развития общества.

Сохранить в закладках
Студенты из стран СНГ — (не)исчерпаемый ресурс петербургских вузов (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: ВАСИЛЬЕВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСЕЕВНА, КАШИНА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Актуальность темы определяется все возрастающим значением использования мягкой силы в международных отношениях. Одним из ее инструментов выступает экспорт образования. Анализ данных статистики вузов России за 2018–2024 гг. показывает, что несмотря на общий рост числа студентов из-за рубежа, доля обучающихся из стран СНГ1 сокращается. Хотя именно эти страны чаще всего рассматриваются в качестве основного источника зарубежных учебных мигрантов. В вузах Санкт-Петербурга фиксируются те же тренды.

Цель исследования — анализ перспектив учебной миграции в петербургские вузы молодежи из шести республик бывшего СССР: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Теоретическая основа — новая экономическая теория миграции Х. Эссера. Эмпирическую базу составили анализ 35 самых цитируемых и релевантных проблематике исследования статей, содержащих результаты эмпирических исследований, размещенных в РИНЦ в 2017–2025 гг., и материалы авторского онлайн-опроса 298 обучающихся 24 петербургских вузов из 53 стран. Студенты из шести государств СНГ составляют 32,5%. Опрос проводился в мае–июне 2025 г. Для определения перспектив учебной миграции использовался качественный метод сценарного прогнозирования.

Основные результаты. В научной литературе в качестве привлекательных факторов обучения в России наиболее часто называются девять факторов, самый упоминаемый — фактор владения русским языком. По результатам онлайн-опроса значимость социокультурных факторов для студентов из стран СНГ оказалась не так высока, важнее экономические факторы и более высокое качество жизни в России. Зафиксирована ведущая роль мнения ближайшего окружения при выборе города для обучения и конкретного университета. Прогнозные гипотезы построены на основе факторов, выделенных в литературе, — экономического, логистического, социокультурного и качества образования (признание диплома), и фактора мнения ближайшего окружения, выделенного в рамках теории Х. Эссера. Негативный сценарий предполагает критическое сокращение потока студентов из шести стран СНГ в петербургские вузы, позитивный — стабильный рост их численности.

Основные рекомендации связаны с использованием в рекрутинге иностранных студентов в петербургские вузы — туристического потенциала города, повышением активности университетов в социальных сетях зарубежных стран, использованием выпускников вузов для продвижения российского и петербургского образования в их странах.

Сохранить в закладках
Партийное доминирование как новая конфигурация политического лидерства в условиях общества постмодерна (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: Ярошенко Алексей Сергеевич

Статья посвящена исследованию трансформации политических партий в наступившей эпохе постмодерна, которая характеризуется отказом от жестких идеологических принципов и переосмыслением институтов модерна. В подобных условиях партийное доминирование приобретает особую значимость как форма политического лидерства, способная ответить на фрагментированность социального пространства и переосмысление самого характера власти, все более опирающегося на медиатизацию и символическую коммуникацию.

Цель. Исследование направлено на выявление факторов, обусловливающих появление феномена партийного доминирования в постмодерне, а также на анализ эволюции идеологических и организационных моделей политических партий, продиктованных изменившимися условиями.

Методы. Исследование основывается на теоретическом анализе научных трудов, посвященных постмодернистским трансформациям общества. Автор использует компаративный метод для анализа партийного доминирования в западных и модернизирующихся странах.

Научная новизна исследования. Автор предлагает комплексный взгляд на доминирующую партию как на институционализированную стратегию политического лидерства, предполагающую гибкость идеологических рамок и использование медиаресурсов. Новизна состоит в том, что феномен доминирования интерпретируется сквозь призму постмодернистских ценностей: отказа от жестких идеологических рамок, глобальной медиатизации и ситуативной идентичности избирателей.

Результаты. Показано, что именно постмодерн — с его децентрализованными дискурсивными практиками и смещенными социальными границами — создал уникальную среду для укоренения доминирования как устойчивой формы партийного влияния.

Выводы. Доминирование партий выполняет интегрирующую функцию в условиях постмодернистской фрагментации, обеспечивая социальную стабильность, воспроизводство ценностного консенсуса и минимизацию конфликтов.

Сохранить в закладках
Женщины-парламентарии в российских регионах: оценка достижения показателя Целей в области устойчивого развития (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: Кулеш Семён Алексеевич

Статья посвящена анализу динамики женского представительства в региональных парламентах Сибири и Дальнего Востока за период 2014–2024 гг. в контексте достижения показателя ЦУР 5.5.1 (а), направленного на обеспечение гендерного равенства в национальных парламентах. На основе анализа данных 24 регионов выявлена значительная региональная вариативность: лишь в трех регионах доля женщин-депутатов превышает рекомендованные ООН 30%. Основными барьерами на пути реализации депутатской карьеры у женщин остаются социокультурные стереотипы, двойная нагрузка на женщин и неравный доступ к партийным ресурсам.

Методология исследования включает в себя количественный анализ состава парламентов и биографический анализ 179 женщин-депутатов.

Новизна исследования заключается в комплексном анализе динамики женского представительства с акцентом на региональную специфику Сибири и Дальнего Востока. Рассматриваются данные о влиянии образовательного сектора и общественных организаций как механизмов рекрутирования, переосмысливается роль гендерных квот, предлагая альтернативные подходы к повышению гендерного баланса.

Теоретическая значимость исследования состоит в интеграции глобальных целей устойчивого развития в контекст российской региональной политики, и также вносит вклад в дискуссию о доминировании институциональных и социокультурных факторов, ограничивающих участие женщин в политике.

Практическая значимость определяется разработкой рекомендаций для повышения женского представительства, включая внедрение программ наставничества и поддержки женщин, что может быть использовано при разработке региональных и федеральных программ.

Сохранить в закладках
Стратегические приоритеты развития малых городов как опорных узлов пространственного каркаса страны (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: КОЖЕВНИКОВ Сергей Александрович

Статья посвящена вопросам, связанным с исследованием проблем и обоснованием приоритетов развития малых городов с позиции структурно-функциональной модели организации социально-экономического пространства.

Целью статьи является обоснование регионально-отраслевых приоритетов развития различных типов малых городов как опорных узлов пространственного каркаса страны. Исследование базируется на общенаучных и специальных методах исследования (структурно-функциональный, анализ нормативно-правовой базы, OTSW-анализ, экономикоматематические методы и др.). Методологической основой исследования выступили концепции и теории региональной, пространственной экономики, теория и методология стратегирования В. Л. Квинта. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, стратегические документы пространственного развития федерального и регионального уровней, нормативно-правовые акты, данные сервиса аналитики финансовоэкономической деятельности предприятий «Контур. Фокус» и др.

В статье обосновано, что ключевой задачей превращения малых городов в опорные населенные пункты страны является укрепление их «центральности» за счет активизации социально-экономических связей с крупными городами (агломерациями) и сельскими территориями. При этом для каждого типа малых городов с учетом их специализации и периферийности важным видится обоснование стратегических приоритетов развития, базирующихся на существующих и проектируемых конкурентных преимуществах. С учетом этого в работе предложена матрица регионально-отраслевых приоритетов развития малых городов как опорных узлов с учетом достижения национальных целей страны. Обосновано, что важная роль в реализации данных приоритетов отводится развитию института межмуниципального сотрудничества. Предложена концептуальная схема организации межмуниципального сотрудничества с позиции стейкхолдерского подхода, которая позволит повысить эффективность использования потенциала данного института обеспечения межтерриториальной интеграции за счет активного вовлечения в данный процесс бизнес-структур. На примере Архангельской агломерации, в состав которой входят крупный, большой, малый города, а также сельские территории, обоснованы межмуниципальные проекты, реализация которых позволит повысить эффективность использования потенциала данных территорий.

Сохранить в закладках
Особые условия СВО и реконструкция системы государственного управления (2025)
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Авторы: Хлутков Андрей Драгомирович

Для цитирования: Хлутков А. Д. Особые условия СВО и реконструкция системы государственного управления. Управленческое консультирование. 2025;(4):8. EDN: KDHYXY

Сохранить в закладках