Архив статей журнала
В статье представлены параметры привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Дальневосточного федерального округа в 2019-2021 гг. Качественно оценены сформировавшиеся тренды привлечения ПИИ в экономику Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2010-е г. и на рубеже 2019-2021 гг. на основе анализа динамики поступления ПИИ в территориальном, отраслевом и страновом разрезе (в т. ч. из стран Северо-Восточной Азии) по данным Банка России. Установлено, что в ДФО вплоть до периода 2022-2024 гг. сохранялась существенная отраслевая асимметрия в привлечении ПИИ; подавляющая часть (порядка 90%) накопленных ПИИ концентрировалась в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вместе с геологоразведкой. При этом географическая структура привлекаемых ПИИ в ДФО сохранялась, также как и существенно не менялось их территориальное распределение по субъектам ДФО. Кроме этого, определено, что в условиях новой геополитической реальности, санкционного давления и прямых запретов со стороны недружественных стран, выхода компаний из реализуемых на Дальнем Востоке крупных и средних проектов, с высокой степенью вероятности можно констатировать негативные тенденции как в текущих притоках ПИИ в экономику региона, особенно из недружественных стран (включая Японию и Республику Корея), так и снижение общих остатков ПИИ в целом для ДФО и его субъектов. Выявлено, что текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятий с иностранным участием в 2022-2023 гг. продолжилась и существенно не изменилась, внося свой вклад в экономическое развитие региона в целом и его субъектов в частности. Несмотря на существующие геополитические риски и экономическую неопределенность в 2022-2024 гг., в реализуемых иностранными инвесторами проектах (особенно китайских) в целом на территориях с особыми режимами сохранилась положительная динамика капиталовложений, которые, к сожалению, все еще не привели к серьезному изменению взаимодействия ПИИ и региональной макро- и микроэкономики.
В статье представлены результаты исследования, целью которого выступала апробация методического подхода к отбору факторов для моделирования динамики численности населения на основе их ранжирования по степени «статистической приоритетности» в экономике. Основная гипотеза заключалась в том, что если ранг одного из факторов превосходит ранг другого, то учет первого фактора при моделировании результативного признака должен быть первоочередным. Ранжирование факторов предварял анализ демографической динамики дальневосточных субъектов. Показано, что в последнее десятилетие, несмотря на проводимую в отношении макрорегиона политику, реализацию мероприятий, направленных на достижение воспроизводства населения и сокращение миграционного оттока, результативность демографических процессов оставалась стабильно отрицательной. Исключением являлась только Республика Саха (Якутия) с восходящей динамикой численности населения. В зависимости от результативности общего движения населения все субъекты Дальнего Востока были разбиты на четыре группы, ранжирование факторов динамики населения осуществлялось для каждой из выделенных групп. Для периода 2016-2022 гг. количественно идентифицированы пространственная неоднородность и динамика иерархии факторов численности населения Дальнего Востока, их отличия на разных уровнях декомпозиции объекта исследования. Полученные результаты показали, что ранжирование факторов может выступать критерием для отбора последних в линейную аддитивную регрессионную модель соответствующего показателя.
В статье обосновываются теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа кадрового потенциала органов публичной власти, его понятийная определенность как социального и профессионального феномена в субъектах Дальневосточного федерального округа. На основе результатов эмпирических социологических исследований и данных официальной статистики анализируются значимые компоненты кадрового потенциала органов публичной власти. Выявлена значительная потребность органов публичной власти Дальневосточного федерального округа в государственных и муниципальных служащих. Проанализированы источники притока работников и структура органов власти по стажу замещения государственных и гражданских должностей. Проведен анализ профессионально-образовательной компоненты кадрового потенциала служащих органов публичной власти. Выявлен достаточно высокий уровень образования участников исследования и также высокая субъективная оценка соответствия уровня образования квалификационным требованиям по замещаемой должности. Однако результаты исследования свидетельствуют о наличии значительного потенциала профессионального развития: большинство опрошенных служащих не имеют образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», треть респондентов не проходили за последние три года обучения на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определена значительная востребованность программ обучения по широкому кругу направлений (тематик). С позиций кадрового потенциала рассмотрен коррупционный аспект деятельности служащих публичных органов власти. Выявлен относительно невысокий, однако значимый уровень распространения коррупции как в целом по Дальневосточному федеральному округу, так и в разрезе отдельных органов публичной власти региона. Проанализированы основные причины (мотивы), обуславливающие возможное коррупционное поведение служащих, а также наиболее распространенные негативные качества служащих, также в свою очередь создающие потенциальные условия для возникновения коррупционных рисков. Представлена авторская оценка субъективных представлений государственных и муниципальных служащих, отражающих состояние их служебной деятельности, высказаны рекомендации по созданию условий повышения ее эффективности.