Архив статей журнала
Целью работы является рассмотрение и краткий анализ новейших зарубежных концепций в области транспорта в связи с возможностью их применения в России. Задачи работы - краткий анализ отдельных концепций в связи с возможностью их применения в географии и территориального планирования транспорта в России. К их числу авторами отнесены концепции транспортно-ориентированного развития, пятнадцатиминутного города, транспортного разрыва, автомобильной зависимости, сокращения бедности при использовании велосипеда, транзитной пустыни, транспортно-ориентированного развития городов и агломераций. Большинство рассматриваемых концепций не имеют российских аналогов и не рассматриваются в территориальном планировании и в географии транспорта в России. Концепция транспортного разрыва может считаться отдаленным аналогом российских концепций транспортной уязвимости и транспортной дискриминации населения. Для улучшения качества территориального планирования транспорта в России рекомендуется рассмотреть возможность внедрения отдельных принципов зарубежных концепций в области транспорта в российские стратегические и концептуальные документы в области градостроительства и территориального планирования. К подобным документам можно отнести концепции и стратегии транспорта муниципальных образований, генеральные планы, мастер-планы, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, схемы территориального планирования муниципальных образований и субъектов РФ.
Статья посвящена оценке влияния экологических условий проживания на качество жизни населения в муниципалитетах Новгородской области. В процессе исследования на базе данных официальной статистики применялись методы: статистико-экономический, абстрактно-логический и системный анализ, ранжирование. По результатам исследования региональных тенденций загрязнения атмосферного воздуха и его воздействий на показатели естественного движения населения и состояние здоровья обосновано критическое состояние демографической ситуации в регионе (низкий коэффициент рождаемости, высокие коэффициенты смертности и естественной убыли населения, высокий уровень заболеваемости). Установлено, что в условиях ухудшения экологической ситуации объемы расходов, направляемых на экологические цели, недостаточны. Методом корреляционного анализа на муниципальном уровне подтверждены связи между экологическими условиями проживания и смертностью населения, заболеваемостью органов дыхания взрослых и детей. На основе разработанного индекса экологических условий проживания классифицированы муниципальные образования в регионе; рассчитаны коэффициенты влияния экологического фактора в общем воздействии социально-эколого-экономических показателей на качество жизни населения и определены экологически неблагоприятные муниципалитеты. Результаты проведенной работы могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления природоохранной деятельностью при принятии решений по улучшению экологической ситуации в муниципальных образованиях.
Целью исследования является оценка туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований на территории Пермского края. Исследование актуально, так как важно продемонстрировать, какие муниципальные образования обладают наибольшей туристской привлекательностью в настоящий момент, а в каких туристская отрасль развивается медленно или не развита вообще, исходя из их специфических особенностей. Опираясь на опыт прошлых авторских исследований, авторы использовали статистические данные муниципальных образований Пермского края. Критерии выделялись по показателям муниципальных образований региональной службы статистики за 2024 г. Путем вычисления общей балльной оценки, на основе доработанной формулы расчета туристско-рекреационного потенциала М. В. Гудковских, статистические данные были нормированы по принципу среднего индекса по каждому муниципальному образованию. С помощью компьютерных расчетов и метода иерархической кластеризации (метод Варда) данные были преобразованы в дендрограмму и картоид, в которых муниципальные образования региона были разделены на четыре группы в соответствии с уровнем их туристского потенциала. Результаты исследования позволяют оценить туристский потенциал муниципальных образований Пермского края, опираясь на современные реалии, связанные с социально-экономическими, политическими и внутренними факторами развития субъектов на региональном уровне.
Цель работы - развитие территориальных рекреационных систем России на основе реализации рекреационного потенциала доисторических объектов культурного наследия. В статье рассмотрены возможности включения доисторических объектов культурного наследия России в инновационную (навигационную) туристскую деятельность. Разнообразие объектов, пригодных для навигационной туристской деятельности, выявлено в ходе экспедиционных работ 2008-2024 гг. на территории Русской равнины, в горах Северного Кавказа и Южной Сибири. В работе применялись стандартные географические методы исследований: комплексное описание объектов и окружающих ландшафтов, создание базы данных и геопространственный анализ. Методологической основой работы послужила навигационная концепция информационного моделирования мира. Разработаны навигационные аспекты доисторического культурного наследия и формы его использования туризме. Определен природно-ресурсный потенциал территории России для развития навигационной туристской деятельности на основе балльной оценки с учетом природных, культурных и социально-экономических факторов. Выделенные зоны с разным уровнем природно-ресурсного потенциала необходимо учитывать в процессе разработки стратегии пополнения ресурсной базы внутреннего туризма. Территории с высоким потенциалом приурочены к популярным туристским дестинациям и могут стать первыми в реализации инновационных проектов навигационной деятельности, что поможет рассредоточить туристский поток и снизить нагрузку на другие объекты туристского интереса. Низкий потенциал навигационного туризма отмечен в Арктической зоне и на прилегающих малоосвоенных территориях. Расположенные здесь доисторические объекты культурного наследия могут выполнить роль точек притяжения туристского интереса и новых центров хозяйственного освоения.