Архив статей журнала
Данная статья представляет собой анализ в области интеллектуальной истории, основная цель которого пролить свет на почти одновременное зарождение теории зависимости в Латинской Америке и мир-системного анализа в США со второй половины 1960-х гг. В ней подробно и приведением доказательств рассматриваются причины, по которым мир-системная перспектива (до того, как ее окрестили таковой) не является просто американской копией теории зависимости. Предлагается анализ «формальных» аспектов основных работ по теории зависимости - «Зависимость и развитие в Латинской Америке» (1969) Фернандо Энрике Кардозу и Энцо Фалетто, «Диалектика зависимости» (1973) Руя Мауро Марини и «Латиноамериканский зависимый капитализм» (1974) Вании Бамбирры - скрозь теоретико-методологическую и эпистемологическую призму работы «Сравнительное изучение национальных обществ», опубликованной в 1967 г. Теренсом К. Хопкинсом и Иммануилом Валлерстайном по случаю 6-го Всемирного социологического конгресса, состоявшегося в 1966 г. в Эвиане (Франция). Не являясь полностью антагонистическими, два этих подхода рассматриваются на основе их методологических и эпистемологических позиций, их сравнение до сих пор не предлагалось, не выделяя общее и различное в подходах.
Данный текст является второй и заключительной частью статьи, опубликованной в предыдущем номере (№ 42) журнала и посвящен попытке анализа интеллектуальной истории одновременного возникновения теории зависимости и мир-системного анализа. Обе части составляют единое целое. Цель этого продолжения - углубить аргументацию в пользу того, что миросистемная перспектива не является просто американской производной от теории зависимости. Если первая часть была посвящена «формальным» аспектам в плане теоретических свойств и фокальных единиц, используемых теоретиками зависимости в их соответствующих теоретических/исторических анализах при анализе через методологический подход Хопкинса и Валлерстайна, то вторая часть посвящена расхождениям в «содержательных» аспектах между двумя перспективами. Последние касаются, во-первых, перехода от сравнительного изучения национальных обществ к исследованию глобальных тотальностей вместе с эпистемологическими, методологическими и эмпирическими проблемами. Во-вторых, в качестве метатеоретического вопроса критикуется степень, в которой теория зависимости действительно выходит за рамки «методологического национализма», или же она является лишь исследованием (неудавшейся) национализации обществ на периферии мир-системы, а также политического значения, которое это влечет за собой. В конце текста приводится краткий обзор обеих частей и рассматривается ранняя критика аналитического текста Хопкинса и Валлерстайна, которая ознаменовала собой дальнейшее развитие анализа «многонациональных исследований» в направлении мир-системной перспективы.