Архив статей журнала
В статье рассматривается рецепция России и русских в немецкоязычном художественном дискурсе. В работе представлен обзор исследований образа России за последние два десятилетия, выявлены различия в отражении образа России в художественном дискурсе на примере художественно-публицистических и фикциональных текстов. Обобщены факторы, определяющие образ России в общественном сознании зарубежом. Цель статьи - показать особенности отражения образа России в художественных произведениях интерлингвокультурных авторов, авторов-трансмигрантов и авторов - выходцев из ГДР, тех, кто так или иначе сталкивался с русскими (советскими) людьми и / или реалиями. В исследовании используется дискурсный подход, позволяющий учитывать широкий контекст создания речевого произведения и условий его восприятия. Обосновано использование понятий интерлингвокультурной языковой личности и транскультурной литературы. Эмпирическим материалом послужили произведения немецкоязычной литературы, изданные в Германии с 1997 по 2021 годы. Методом сплошной выборки из немецких художественных произведений составлен корпус фрагментов текста, которые подвергнуты интерпретационному и сравнительному анализу. В заключение делается вывод об изменении образа страны в зависимости от времени и условий создания текста, установлены параметры различий в представлении образа страны в художественном и институциональном дискурсе, выявлены тематические блоки и языковые средства репрезентации образа России и русских в современном немецком художественном дискурсе. Анализ образа России в иноязычных фикциональных текстах и средств его языковой актуализации способствует развитию межкультурной компетенции и самоидентификации. Результаты исследования могут быть использованы в курсах межкультурной коммуникации, журналистики, в преподавании языковых дисциплин филологического профиля.
Целью статьи является анализ восприятия России на Западе как «вечной империи», стремящейся к постоянной экспансии. Основы такого подхода во многом сложились в эпоху формирования Русского централизованного государства, а для обоснования якобы имперских амбиций России приводилась концепция «Москва - Третий Рим», сформулированная псковским старцем Филофеем. Идеи, изложенные Филофеем, являлись свидетельством формирования основ русского национального самосознания. Филофей, повествуя о Москве как о «Третьем Риме», вовсе не подразумевал идею могущества Московского государства, а говорил о чистоте и «правильности» учения московского христианства, о единственной церкви, свободной как от латинской, так и от греческой ересей. Однако на Западе эти идеи часто использовались в пропагандистских целях для изобличения «империализма» русских, приписывая им стремление к «мессианскому экспансионизму». Основываясь на работах западных исследователей (прошлых столетий и современных), автор статьи делает вывод о том, что у Запада, как некоей условной общности, всегда была и есть своя Россия, которая, несмотря на все происходящие в ней перемены, остается варварской, деспотичной и экспансионистской державой. При этом Россия всегда воспринимается как империя, идет ли речь о Московском государстве, Российской империи, Советском Союзе или современной России. Свидетельством неизменности взгляда на Россию могут служит слова известного британского историка и философа А. Тойнби: «Как под распятием, так и под серпом и молотом Россия - все еще “Святая Русь”, а Москва - все еще “Третий Рим”».