Архив статей журнала
Сегодня три балтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - составляют самое твердое ядро в лагере европейских атлантистов. В силу своего географического положения они всегда особенно остро ощущали напряженность между Востоком и Западом. Однако с началом Специальной военной операции (СВО) России на территории Украины тема региональной безопасности в контексте потенциальной российской угрозы стала главной в их внешнеполитическом дискурсе. Статья посвящена исследованию эволюции подходов балтийских стран к обеспечению региональной безопасности и основных факторов, влияющих на формирование этих подходов, прежде всего соотношению атлантизма и европеизма. Особое внимание уделяется анализу существующей дихотомии балтийских стран в сфере европейской безопасности, катализатором которой стал курс Европейского союза на стратегическую автономию.
Вступление Финляндии и, в перспективе, Швеции в НАТО формирует новую стратегическую и международно-политическую реальность в Скандинавско-Балтийском регионе. Система “северного баланса” и представление об этом пространстве как “регионе вечного мира” уходят в прошлое, ставя перед Российской Федерацией комплекс новых вызовов и угроз. Цель статьи - проанализировать текущую ситуацию в сфере безопасности в Скандинавско-Балтийском регионе, сценарии присоединения Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу и вероятные последствия для России.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.