Архив статей журнала
Во внешнеполитической части ежегодного Послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. наиболее выпукло прозвучала новая тема: приостановка участия России в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В пользу этого решения был выдвинут ряд доводов, включая отсутствие в Договоре ограничений на ядерные силы союзников США по НАТО - Великобритании и Франции. Судя по всему, главным мотивом решения российского руководства по ДСНВ было политическое противодействие политике США и их союзников, нацеленной на поражение России в вооруженном конфликте на Украине. Вместе с тем приостановка действия ДСНВ чревата полным разрывом договорно-правовых стратегических отношений двух ядерных сверхдержав и крахом всего режима контроля над ядерными вооружениями. Тем не менее при условии благоприятных перемен в международной политике - мирного урегулирования вооруженного конфликта на Украине, отхода Запада и России от всеобъемлющей конфронтации - возможно возобновление диалога по ограничению стратегических вооружений РФ и США. Но тема подключения к ограничению вооружений Великобритании и Франции останется в повестке дня. 30 лет назад совокупный ядерный потенциал этих государств составлял примерно 4% от стратегических сил каждой из двух сверхдержав, а сейчас достигает примерно 35% - ввиду сокращения стратегических сил России и США после 1991 г. Решение данного вопроса потребует инновационных договорно-правовых форм и применения опыта и прецедентов, наработанных за полвека стратегических переговоров.
На основании китайских документов и публикаций рассматривается эволюция подходов руководства КНР к тематике стратегического сдерживания с конца 2010-х годов, вылившаяся в начале 2020-х в существенные коррективы оборонной политики страны. Показаны основные изменения в документах по соответствующей тематике, прогнозируются возможные последствия этих изменений для количественного и качественного состава китайских сил стратегического сдерживания. Констатируется, что создаваемый в Китае силовой компонент системы стратегического сдерживания подтверждает ее нацеленность не только на защиту КНР от угрозы ядерного нападения, но и на предотвращение вмешательства США в затрагивающие интересы Китая конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Договор по ПРО 1972 г. между СССР и США допускал развертывание ограниченной стратегической системы ПРО, но устанавливал строгий запрет на размещение систем противоракетной обороны за пределами их национальной территории. По прошествии четырех кардинальных пересмотров своей политики в области ПРО США взяли курс на развертывание системы ПРО в Европе, как заявлялось, для защиты региона от ракетно-ядерных угроз со стороны “третьих стран”. На современном этапе нарастающая деградация отношений России и стран Запада, особенно на фоне боевых действий на Украине, привела к выдвижению странами НАТО новыхподходов по интеграции систем ПРО и ПВО, предусматривающих функциональное сопряжение информационно-управляющих систем и ударных компонентов для успешного перехвата разногокласса целей. В статье предлагается авторская периодизация политики США в области противоракетной обороны, а также рассматривается каждый из выделенных этапов с особым акцентом напоследний, имеющий прямое отношение к современной политической ситуации.