ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА

Архив статей журнала

АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ СТРАНЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ТАТУЕВ АРСЕН АЗИДОВИЧ, ДЕНИСОВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Устойчивое развитие любой страны мира во многом зависит от темпов экономического роста и развития его регионов, а значит, и выбранных для них моделей специализации, которые в идеале должны основываться на их собственных конкурентных преимуществах. Необходимость ускорения внедрения данной модели для Российской Федерации обусловлена усложнением обстановки как во внешней среде, в первую очередь из-за усиливающей санкционной политики стран коллективного Запада, а также общемировой трансформацией рынков товаров и услуг, так и с непростой ситуацией во внутренней политике, связанной по преимуществу с продолжающимся разрывом в социально-экономической дифференциации регионов. В статье рассмотрены действующие на момент её написания модели экономической специализации регионов России, а также выявлены наиболее оптимальные из потенциально возможных данных моделей, использование которых сможет существенно увеличить конкурентоспособность регионов страны на внутреннем и внешних рынках. Проведенное исследование позволило выявить положительные стороны для каждой из возможных к применению моделей управления регионом. Для реализации данных положительных сторон по преимуществу необходимо ускоренное формирование конкурентоспособной экономики на основе сложившихся условий мобилизационной импортозамещающей экономики. В процессе проведения работы авторами были обоснованы векторы экономической специализации в регионах и разработаны рекомендации по обеспечению эффективного их развития. Сделаны выводы о необходимости размещения наиболее значимых экономических объектов в приморских регионах, что позволит сокращать логистические издержки.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ОРОЗБЕКОВ АЛЫМБЕК АСЫЛБЕКОВИЧ, КОЖОШЕВ АРЗЫБЕК ОРОЗБЕКОВИЧ

В статье изучается венчурное финансирование как один из наиболее действенных механизмов поддержки инноваций, актуальность применения которого в Кыргызской Республике особенно высока в современных условиях приоритезации инновационного развития экономики.

В качестве цели исследования выступают определение перспективы и разработка научно-практических предложений для адаптации к специфике кыргызской экономики и применения в ней успешного международного опыта развития венчурного финансирования в поддержку экономического роста и инновационного развития Кыргызской Республики.

Статья опирается на труды современных авторов, в которых рассмотрены фундаментальные и прикладные вопросы венчурного финансирования в поддержку инновационного развития экономики. Методология исследования включает в себя как общенаучные методы (эволюционно-исторический, сравнительный и критический анализ), так и специальный метод экономической науки, в качестве которого выступает метод статистического обзора, с применением которого анализируются данные глобального индекса инноваций, изучается информация о динамике развития глобального рынка венчурного капитала, а также о венчурном финансировании в Кыргызской Республике.

В результате изучена история венчурного капитала и определена его роль в экономическом росте и инновационном развитии страны, проведен всесторонний анализ международного опыта государственного стимулирования притока венчурного капитала для ускорения технологического развития стран мира. Выявлены главные факторы успеха внедрения механизмов венчурного финансирования таких развивающихся стран, как Индия, Китай и Бразилия, а также таких развитых стран, как Швейцария, Швеция, США, Великобритания и Сингапур.

Обоснована специфика венчурного финансирования в Кыргызской Республике, а также даны авторские научно-практические рекомендации для ускоренного развития национальной венчурной экосистемы в поддержку инноваций, решения социальных проблем, роста экономики и развития предпринимательства.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Каберты Нодар Гаврилович

Статья посвящается анализу некоторых аспектов этнодемографического поведения населения регионов Северо-Кавказского федерального округа. А именно, характеризуется численность и динамика наиболее многочисленных национальностей СКФО, их структура по трем крупным возрастным группам: дети, родители, прародители. На основе материалов Всероссийских переписей населения 2002, 2010 и 2020 гг. оценена репродуктивная активность женщин за весь фертильный период, а также уровень и динамика многодетности в Северо-Кавказском федеральном округе в этническом разрезе. С использованием данных указанных переписей нами рассчитано число детей в возрасте 0-4 лет на 100 женщин фертильного возраста (15-49 лет). В условиях отсутствия текущей этнодемографической статистики, полученные данные можно использовать для сравнительного анализа уровня рождаемости среди отдельных национальностей. Они сильно варьируют у изученных нами 17 наиболее многочисленных народов Северного Кавказа. Полученные нами результаты исследования можно использовать при изучении этногеографической ситуации и разработки демографической политики в регионах СКФО.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ПОД/ФТ) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА, БУРНАЦЕВ АСЛАНБЕК ВИТАЛЬЕВИЧ

Целью статьи является анализ потенциала технологических инноваций в системе противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в условиях цифровизации финансового сектора. Исследование направлено на изучение возможностей повышения эффективности мер ПОД/ФТ за счет современных технологий, а также выявление ограничений их применения. Рассмотрены ключевые направления цифровой трансформации, включая внедрение искусственного интеллекта, технологий обработки больших данных (Big Data), блокчейна, а также решений в области RegTech (регуляторные технологии) и SupTech (надзорные технологии), которые способствуют автоматизации и оптимизации процессов.

В работе представлена классификация технологий по их функциональному назначению в ПОД/ФТ, включая автоматизацию мониторинга транзакций, выявление подозрительных операций и обеспечение прозрачности финансовых потоков. Особое внимание уделено институциональным и правовым барьерам цифровизации в России, таким как несогласованность законодательства, ограниченный доступ к данным, высокие затраты на внедрение и недостаточная квалификация специалистов. Эти факторы замедляют интеграцию инноваций в финансовый сектор.

По итогам анализа предложены рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов для внедрения цифровых решений и поддержку государственно-частного партнерства. Также подчеркивается важность развития отечественных технологических платформ, способных конкурировать с зарубежными аналогами, и минимизации рисков, связанных с киберугрозами, утечкой данных и этическими аспектами применения искусственного интеллекта. Статья акцентирует необходимость комплексного подхода к цифровизации ПОД/ФТ, учитывающего технологические, правовые и социально-экономические аспекты, для обеспечения безопасности, устойчивого развития финансовой системы и противодействия новым вызовам в условиях глобальной цифровизации.

Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Туаев Александр Артурович, ДЗАГОЕВА МАРИНА РУСЛАНОВНА

В статье рассмотрены источники финансового права, проанализированы финансово-правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты системы финансового права, финансового надзора. В работе использовались методы анализа, наблюдения и обобщения. Целью исследования является определение финансово-правовых норм, регулирующих финансовую систему. Автор обращает внимание на то, что в современном мире, когда экономическая и политическая ситуация стремительно меняется, будет меняться и правовое регулирование финансовой деятельности государства. Помимо функций по распределению, использованию, финансовые средства обладают и надзорной функцией, что необходимо в рыночных отношениях, и является частью финансовой деятельности государства. Финансовый надзор использования государственных финансовых средств должен сопровождаться на всех этапах, начиная от планирования до расходования. В рыночных условиях хозяйствования все принятые решения в области финансов должны быть нацелены на определенный результат. Эффективное использование финансовой деятельности - залог успешной экономической деятельности государства. Все принимаемые решения в государстве должны быть приняты с учетом оценки эффективности. От эффективности финансовой деятельности во многом зависит развитие всех сфер жизнедеятельности государства. Для регулирования финансовой деятельности рекомендуется собрать всю нормативно-правовую базу в сфере финансов в единую базу данных. Государство может планировать финансирование, исходя из реальных финансовых возможностей, что подтверждается принятыми нормативно-правовыми актами в 1990-х годах. В работе проанализированы мнения различных исследователей в сфере финансового права. Полученные результаты могут быть использованы аспирантами и студентами, изучающими финансовое регулирование.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: КУЧИЕВА ИРИНА ХАЗБИЕВНА, Кучиев Георгий Викторович

Статья рассматривает динамику численности населения Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с 2005 по 2022 годы, отмечая его уникальные этнические и культурные особенности. В тексте подчеркивается, что численность населения является критическим показателем для оценки устойчивости региона и его развития, являясь ключевым человеческим ресурсом. В статье представлены количественные данные о численности населения СКФО, где в 2005 году она составляла 9 036,8 тысяч человек, а в 2022 году увеличилась до 10 295,7 тысяч человек, что обозначает рост на 12,9% за указанный период. Однако этот рост также скрывает значительные различия по субъектам округа и разный характер изменений, в зависимости от экономических, социальных и культурных факторов. Анализ показывает, что Республика Дагестан остается самым населённым регионом в СКФО с положительной динамикой роста. Тем не менее после 2020 года темпы прироста населения замедляются, а Ставропольский край сталкивается с проблемами старения населения и уменьшения рождаемости, что также приводит к снижению численности населения после 2020 года. Авторы статьи подчеркивают важность системного учета множества факторов, влияющих на численность населения, и рекомендуют работу над улучшением уровня и качества жизни для достижения устойчивого роста демографических показателей в регионе.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Селами Йылдырым

Сфера здравоохранения характеризуется постоянной неопределенностью и быстрыми преобразованиями. Эта реальность делает крайне важным эффективное управление внутренней средой для адаптации к изменениям во внешнем ландшафте. С этой точки зрения регулярное обновление оценок внутренней среды становится обязательным. На сферу здравоохранения оказывают влияние меняющиеся нормативные акты, экономические проблемы и требования общества. Для эффективного проведения оценок внутренней среды организации здравоохранения должны последовательно оценивать свою внутреннюю динамику, учитывая при этом внешние изменения. Выводы, полученные в результате оценок внутренней среды, позволяют организациям здравоохранения разрабатывать стратегические ответы на вызовы и превращать их в возможности. Оценка внутренней среды позволяет учреждениям здравоохранения не только анализировать свои текущие стратегии, но и формировать свои будущие планы. Эти оценки выходят за рамки выявления институциональных сильных и слабых сторон, обеспечивая эффективное использование и управление организационными ресурсами и возможностями. Более того, проведение точного и всестороннего внутреннего анализа позволит организациям здравоохранения оптимизировать свои внутренние процессы и укрепить конкурентные позиции в секторе.

Данное исследование посвящено изучению функциональных подсистем и ключевых факторов, влияющих на оценку внутренней среды. Кроме того, в нем рассматриваются методологии, связанные с функциональными подсистемами, которые являются основой для оценки внутренней среды в учреждениях здравоохранения (например, анализ эффективности и институциональных функций). Эти подходы обогащены актуальными примерами и всесторонне обсуждаются.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА, КАЙСИНОВ АРТУР АЛАНОВИЧ

Уступка прав денежных требований в России развивается быстрыми темпами, поскольку позволяет субъектам бизнеса трансформировать дебиторскую задолженность в денежные активы. Наряду с этим наблюдается высокая активность хозяйствующих субъектов в секторе государственных закупок.

Среди экспертов государственных закупок, государственных финансов нет единого мнения, понимания о возможности применения уступки прав денежных требований в контрактной системе, поскольку государственные закупки, осуществляемые государственными органами, бюджетными организациями в рамках закона о контрактной системе, не регулируются исключительно Гражданским кодексом, как факторинг, а множеством нормативно-правовых актов, в числе которых: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.

Кроме того, Бюджетным кодексом не предусмотрен порядок санкционирования оплаты по государственному контракту не исполнителю контракта.

Однако в вышеперечисленных нормативных документах нет и запрета на уступку прав денежных требований со стороны поставщика государственного контракта иному лицу. На практике при попытках применения факторинга в контрактной системе, несмотря на отказ контрольно-финансовых органов проводить такой платеж, на принятие решений судебными инстанциями о невозможности такой уступки, Верховным судом было принято решение об отсутствии препятствий для применения факторинга по этому контракту. После этого вопросов относительно возможности применения факторинга в контрактной системе стало больше, поскольку были внесены определенные изменения в законодательство.

Однако государственные закупки не ограничиваются исключительно контрактной системой. Поэтому в данной статье сделан анализ применения факторинга в контрактной системе и системе государственных закупок отдельными видами юридических лиц.

Сохранить в закладках