Архив статей журнала
Данная публикация является заключительной частью исследования истории Владикавказской военно-ремесленной школы. В ней рассматриваются попытки руководства Войскового штаба Терского казачьего войска обеспечить школу и состоящую при ней мастерскую собственным помещением. В статье приведены договора, которые школа и Войсковой штаб заключали с разными лицами и учреждениями относительно аренды помещений. Также в статье кратко делается экскурс и в первые годы функционирования школы, когда уже звучал вопрос обеспечения ее собственным помещением. В заключительной части исследования рассмотрен вопрос ее реорганизации, вызванной крупными политическими изменениями в государстве. Обнаруженные в фондах ЦГА РСО-Алания документы и опубликованные источники позволили проследить хронологически и научно описать, используя методы, принятые в исторической науке, максимально полную историю открытия и функционирования школы. Возможно, что были упущены некоторые факты, касающиеся данного учебного заведения, и в будущем их еще предстоит обнаружить.
В общественной жизни казачества Северного Кавказа фиксируется устойчивый интерес молодежи к историческим и культурным ценностям. Проблема возрождения казачества неоднократно становилась объектом исследования, но в настоящей статье исследуются исключительно современные практики возрождения казачьей культурной традиции. В качестве основного источника использованы материалы, поданные на гранты Президентского фонда культурных инициатив за период с 2021 по 2025 год, направленные на сохранение исторических и культурных ценностей казачества. Отобраны проекты, составленные молодыми людьми и молодежными организациями, в которых зафиксированы цели, задачи и способы возрождения казачьей культуры, в совокупности дающие представление о ценностях современной казачьей молодежи, ее представлениях об исторической памяти, сохранении традиций и их креативного включения в современный социально-культурный контент. Проведенный анализ заявок на гранты Президентского фонда культурных инициатив систематизирован по тематике, что позволяет выделить несколько кейсов, отражающих приоритетные направления государственной политики: формирование патриотизма через возрождение казачьей воинской доблести, распространение казачьих традиций на вновь присоединенных территориях, сохранение исторической памяти, а также социальные проекты, в основе которых лежат казачьи традиции.
В статье, с позиций интересов этнологии, на основании анализа мифологических и письменных этнографических источников и в историко-ретроспективном ресурсе, рассматриваются этико-коммуникативные особенности традиционной женской субкультуры осетин. Данное изыскание является продолжением и развитием ранее сформированной автором концепции двуприродности престижного статуса женщин в традиционном осетинском обществе, его прямой зависимости от конкретного контекста коммуникации. В этом исследовании представлены (насколько это возможно в рамках одной статьи) данные, свидетельствующие о том, что этико-коммуникативные программы женского поведения и мужского обхождения формировались под воздействием разных этапов этнической истории народа. В публичном пространстве этносоциума женщины становились объектами почестей и были включены в смысловое поле «рыцарских» стереотипов, порожденных военно-иерархическим укладом алан. В то же время смыслы и символика женской субкультуры на уровне внутреннего семейного «порядка», спроецированные историческими реалиями горской патриархальности уже в посталанский период, отчетливо фиксируют статусный приоритет мужчин. Автор приходит к выводу, что этико-культурное осмысление биологического пола является важным компонентом нематериального этнокультурного наследия, отражающего особенности пройденного народом исторического и, соответственно, жизненного пути. Изучение этноса с точки зрения его «типичного» субъекта - «настоящих» мужчины и женщины и объективно сформировавшихся в этой связи ценностей, могут осветить многие аспекты этнической культуры и ментального склада этноса и перспектив его дальнейшего развития в многонациональной и поликонфессиональной среде.
Статья посвящена исследованию развития начального образования в Кавказском учебном округе во второй половине XIX - начале XX века. Новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению начального образования в Кавказском учебном округе во второй половине XIX - начале XX века. В работе впервые объединены статистические данные, проведен анализ типологии начальных школ и изменения образовательной стратегии. Это позволяет проследить не только количественное развитие школьной сети, но и её качественные преобразования в контексте социальной и культурной специфики региона. При проведении исследования особое внимание уделено выделению причин нестабильности образовательной структуры начального образования в Кавказском учебном округе. Это связано с зависимостью финансирования от общественных сумм с населения и дефицитом квалифицированных учителей. В статье выделяется важность деятельности общественных организаций и местных обществ, приводятся примеры инициатив сельских обществ, таких как выделение средств на строительство школ и оплату труда учителей. В статье приведен сравнительный анализ развития начальных училищ в Северо-Кавказском регионе и в Закавказье. Выяснено, что в Закавказье большое значение играл фактор мусульманского образования, поэтому светских училищ там было меньше. Выводы статьи подчёркивают необходимость взаимодействия местных обществ и государственных структур в развитии образовательной системы. Исторический опыт Кавказского учебного округа актуален для современной системы образования, которая акцентирует внимание на важности развития этнокультурного компонента.
Поражение, которое потерпели японские агрессоры осенью 1939 г. у реки Халхин-Гол, а также заключение советско-германского договора о ненападении заставили японские правящие круги пересмотреть свою политику в отношении СССР, в том числе и по вопросу уточнения границы между МНР и Маньчжоу-Го. Однако в январе 1940 г., в тупик зашла работа комиссии по уточнению границы между МНР и Маньчжоу-Го. Советское правительство считало невозможным вести переговоры о новой рыболовной конвенции, пока не будет урегулирован и этот вопрос. Переговоры продолжались, но безрезультатно. Положение стало постепенно меняться в середине 1940 г. - в связи с оккупацией Германией Голландии и Бельгии, капитуляцией Франции и подрывом позиций Англии. Огромные колониальные владения стран Западной Европы: Французский Индокитай, Голландская Индия и другие территории оказались беспомощными.
В результате событий у Халхин-Гола в Японии оказались вынуждены признать, что для нападения на СССР требуется серьезное дополнительное наращивание силы. Более легких успехов сулила агрессия в южном направлении. Так, во Французском Индокитае войска метрополии насчитывали всего около 50 тыс. человек, причем они были лишены возможности теперь получать какую-либо помощь из Франции. В Токио решили воспользоваться создавшимся в этом регионе положением. Приняв решение сосредоточить на ближайшее время основные усилия на «южном» направлении, японское правительство стало проявлять заинтересованность в том, чтобы дипломатическими средствами стабилизировать свои позиции на «северном» направлении.
В статье анализируется подрывная деятельность британской дипломатии и разведки на Северо-Западном Кавказе в 1830-1840 гг. после присоединения восточного побережья Черного моря по окончании русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Рассматриваются усилия, предпринятые правительством Великобритании для ревизии положений Адрианопольского мирного договора 1829 г., согласно которому Оттоманская порта передала Российской империи восточный берег Черного моря от устья реки Кубань до поста Святого Николая на границе с Аджарией с крепостями Суджук-Кале, Анапа и Поти. Кроме того, в статье освещается замысел, подготовка и этапы реализации провокации, известной под названием «дело «Виксена», нацеленной на отмену Ункяр-Искелесийского договора 1833 г. об оборонительном союзе между Россией и Турцией, закрывший черноморские проливы для иностранных военных кораблей. Материалом исследования послужили документы сборника «Актов, собранных Кавказской археографической комиссией», труды выдающегося российского историка М. М. Блиева, воспоминания британских разведчиков, полковые истории Русской Императорской Армии. В качестве специфического аспекта геополитического противостояния Российской империи, Великобритании и Турции автор выделяет применение сторонами средств и методов психологической войны при оказании выгодного информационного воздействия на черкесские племена, перешедшие из турецкого подданства в российское в 1829 г. На конкретных примерах демонстрируется причастность правящих кругов Британской империи к развязыванию масштабных боевых действий в Черкесии, следствием которых стал исход адыгов в Турцию, который привел к утрате их национальной идентичности и самобытности.
ИСТОРИЯ АЛАН И ФЕОДАЛИЗМА В АЛАНИИ-ОСЕТИИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Б. В. СКИТСКОГО
Вторая часть является продолжением опубликованной в одном из предыдущих номеров работы по теме: История Владикавказской военно-ремесленной школы. В ней продолжает рассматриваться история функционирования школы, открытие при ней мастерской с последующим ее расширением. Расширялась мастерская путем открытия в ней новых отделов. В статье приведены специально разработанные правила как для школы в целом, так и отдельно для мастерской, на основе которых осуществлялся учебный процесс. Также статья кратко описывает внешний вид обмундирования изготавливаемого в школе и способы его изготовления. Кроме того, вторая часть научной работы посвящена рассмотрению штатного расписания мастерской и школы в целом, где в последующие после открытия школы годы увеличивалось число наемных мастеров и учителей. Мастера при этом часто могли выступать в роли учителей различных видов военного ремесла. Также в работе, т. е. во второй части исследования, приведены отзывы лиц, инспектировавших уровень преподавания и качество изготавливаемой продукции. Рассматривается в данной части исследования и финансовая сторона функционирования школы. В частности, приход и расход поступающих или отпускаемых Войсковым штабом Терского казачьего войска в школу средств. Заказы частных лиц, которые хотя редко, но поступали. Приведена здесь и некоторая статистика, отражающая количество учеников, мастеров и учителей в разные годы и количество продукции, приходящейся на одного мастера либо на отдел мастерской.
В статье подробно рассматриваются исторические и организационные аспекты преобразования горской школы в реальное училище в Нальчикском округе Терской области в конце XIX - начале XX веков. Исследование акцентирует внимание на ключевых вызовах, с которыми столкнулась образовательная система региона, таких как многонациональный и поликонфессиональный состав учащихся, что требовало адаптации учебных программ и методик преподавания к местным условиям. В статье анализируются причины, по которым открытие реального училища в Нальчике произошло позже, чем в других регионах Кавказского учебного округа. Особое внимание уделено факторам, таким как финансовые ограничения, а также административные барьеры и необходимость согласования с имперскими властями, которые замедляли процесс преобразования. Кроме того, рассматриваются организационные решения местных властей и общественности, направленные на удовлетворение социальных и экономических потребностей региона, а также на обеспечение качественного образования в условиях культурного разнообразия. В исследовании подчеркивается роль общественной инициативы и местных сообществ, которые активно участвовали в процессе преобразования и способствовали созданию устойчивой образовательной инфраструктуры в Нальчикском округе. Используемые в статье разнообразные научные, нормативные и отчетные документы, а также архивные источники, включая ранее не опубликованные материалы, позволяют всесторонне рассмотреть процесс реформирования образовательных учреждений региона. Сделанные выводы способствуют лучшему пониманию процесса интеграции национальных окраин в единое образовательное пространство Российской империи и предоставляют ценные уроки для современных образовательных стратегий в многонациональных и культурно разнообразных регионах. Такие исторические исследования помогают выявить успешные практики и ошибки прошлого, что может быть полезным при разработке образовательных программ и политики, направленной на повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения.
Статья посвящена анализу сведений письменных источников, освещающих историю правителей Алании, при которых христианство стало государственной религией. Актуальность поставленной проблемы диктуется отсутствием анализа сведений о конкретных аланских правителях в контексте соответствующей событийной истории того периода. Целью исследования является определение общего круга источников и анализ на их основе сведений о правителях Алании и их деятельности в процессе становления христианства официальной религией государства. В основу исследования положены нарративные и эпиграфические источники, а также их издания специалистами, содержащие соответствующий корпус научных комментариев. В процессе исследования применялись методы текстуального критического анализа письменных источников. Данные «Кембриджского документа» не позволяют однозначно полагать, подразумевался ли под аланским царем данного источника конкретный правитель Алании или мы имеем дело с обобщенным образом, через который объединены события 912 г. и 931/932 г. Вместе с тем есть все основания полагать, что аланский правитель, связанный с последствиями событий 931/932 г., был ближайшим предком эксусиократора Алании Давида, который фигурирует в сентинской надписи. Давид мог быть его сыном, т. е. братом выданной за хазарского царевича аланской царевны, или внуком, а также тем правителем, который был открыто враждебно настроен по отношению к Хазарии, вел политику по возвращению потомков алан с севера на родину предков и заключил брак с сестрой правителя Серира. Тогда не исключено, что Мария сентинской надписи и была сестрой правителя Сарира - представительницей раннесредневекового аварского царского рода.
В статье проводится всесторонний анализ основных направлений внешнеполитического курса Азербайджанской Республики в 1993-1994 годах, когда страна находилась в сложной внутриполитической ситуации, обостренной конфликтом с Нагорно-Карабахской Республикой. Формирование внешней политики в этот период стало ключевым элементом обеспечения национальной безопасности, социального прогресса и экономического развития, что делало её неотъемлемой частью государственной стратегии. Автор исследует материалы средств массовой информации Азербайджанской Республики, США, Великобритании и России, а также официальные документы и заявления президента Азербайджанской Республики, приходя к выводу, что внешняя политика страны носила многовекторный характер.
Особое внимание уделено деятельности Гейдара Алиева, который, возглавив государство в условиях политического хаоса и пика напряженности вокруг Нагорно-Карабахского конфликта, сосредоточил усилия на укреплении внутриполитической стабильности и международных позиций Азербайджана. Его стратегические приоритеты включали развитие двусторонних связей с Турцией, странами Запада, Ираном и постепенное дистанцирование от влияния России, что отразилось в ориентации на партнерство с НАТО. В то же время в условиях сложной геополитической обстановки и глобальной конфигурации сил в регионе уже с середины 1990-х годов политика Азербайджана стала направлена на улучшение отношений с Россией, что символизировалось визитом Гейдара Алиева в Москву в 1996 году. Таким образом, внешняя политика этого периода представляла собой сложный баланс между необходимостью поддержания региональной стабильности, защиты национальных интересов и интеграции в глобальные политические и экономические процессы.
В течение III в. до н. э. в Центральной Скифии угасают Каменское городище и другие поселения, и центром Поздней Скифии становится Крым, где на рубеже III и II вв. до н. э. возникает город Неаполь, ставший его столицей. Кроме него в Крыму известно еще четыре крупных города: Усть-Альминское, Булганакское, Залесье и Красное (Кермен-Кыр).
Другим центром Поздней (Малой) Скифии остается нижнее Приднепровье, хотя и считающееся ее периферией и расценивающееся исследователями в качестве локального варианта позднескифской культуры. Городища скифов нижнего Приднепровья имеют значительно более скромные размеры по сравнению с поселениями раннего периода.
В ходе многовекового противостояния с Боспорским царством, к концу II в. скифы терпят поражение, однако жизнь в Неаполе Скифском и на многих других поселениях не прекратилась. В середине III в. Крымская Скифия подверглась разрушительному вторжению готских племен, в результате которого часть скифов переселилась в более труднодоступные горные районы юго-западного Крыма. Окончательным крахом для поздних скифов стало в IV в. нашествие гуннов, после которого скифы перестали существовать как этнос.
В работе с использованием археологических материалов и письменных источников исследуется фортификация и полиоркетика скифов. Описываются основные оборонительные сооружения Поздней Скифии, выделяются наиболее интересные архитектурные формы и конструктивные приемы.
- 1
- 2