Архив статей журнала
Целью статьи является анализ влияния институциональной среды на экономическую эффективность транспортной компании на примере ОАО «РЖД» и разработка рекомендаций по институциональной адаптации на основе модели МАКО (Модель Агрегированных Композитных Оценок). Для достижения цели были выделены следующие задачи: построение сценарного анализа на базе агрегированных индексов правового, экологического, тарифного давления и цифровизации; выявление синергетических и нелинейных эффектов институциональных переменных; сопоставление результатов с международной практикой и формулирование стратегий. Методологически работа опирается на методы эконометрического моделирования, компонентного и сценарного анализа, а также z-нормализации переменных. Результаты включают количественные оценки изменения интегрального показателя эффективности в зависимости от различных институциональных сценариев. Показано, что наибольшую эффективность обеспечивает сочетание цифровизации с одновременным снижением правового давления и адаптационных издержек. Выводы подчеркивают, что модель МАКО применима как инструмент интерпретации и стратегического планирования в условиях нормативной волатильности и институциональной неопределенности.
Для успешного функционирования экономики любой страны требуется грамотное управление ее транспортным комплексом, в т. ч. и инфраструктурой морского транспорта. В этих целях авторами рассмотрена структура транспортного комплекса Российской Федерации с позиций субъектов и объектов управления и выявлены их особенности. Определены основные элементы инфраструктуры морского транспорта, действующие на территории морского порта. Разработана концепция построения системы управления предприятием морского транспорта, в основе которой лежат три компонента: принципы менеджмента, положения институциональной теории и принципы процессно-ориентированного управления. Установлены проблемные аспекты этих компонентов для транспортного комплекса Российской Федерации. Определено, что для успешного внедрения предлагаемой концепции необходимо разработать новую систему оценки эффективности деятельности предприятий морского транспорта.