Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки

Архив статей журнала

ДЕВИАНТНЫЙ ХАРАКТЕР ТРЕШ-СТРИМИНГА КАК ЦИФРОВОГО ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (2025)
Выпуск: №2 (2025)
Авторы: Лебедева Мария Евгеньевна, Чимаров Сергей Юрьевич

Актуальность: многогранный характер тотальной цифровизации современного социума и присущие данному феномену артефакты как плод новых цифровых технологий, выступая в качестве маркера динамики научно-технического развития общества, вместе с тем, способствуют росту социального напряжения в общей системе социальной коммуникации, основу которого составляет девиантная по своей сущности модель социального взаимодействия, обращенная к тиражированию различного рода противоправных акций. Одним их элементов данной модели является «мусорный» способ конструирования взаимоотношений между личностью и персонажами, активно продвигающими в общество деструктивные по смыслу шаблоны поведения, эксплуатирующие популярные образцы низменной ипостаси массовой культуры. Указанное обстоятельство свидетельствует об актуальности более предметного проведения соответствующих исследований, ориентированных на девиантологический аспект социальных последствий треш-стриминга, технологии применения которого способствуют формированию особой ниши поведенческих моделей личности, в контексте ее «отрыва» от общепринятых и общественно-значимых способов социального бытия человека.

Цель: выявить сущностные особенности социальной девиации явления «треш-стриминг», в контексте трансляции соответствующих акций в прямом эфире, с использованием потенциала современной парадигмы мира цифровых технологий. Методы: в основу проведенного исследования определены такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция. Кроме того, применены эвристический и аксиологический методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты: публикация содержит анализ концептуальных подходов современной научной мысли и некоторых экспертных оценок, в части осмысления социальной опасности коммуникационной технологии «треш-стриминг», основанной на трансграничном потенциале сети Интернет, являющейся атрибутом социальной жизни современного общества. Кроме того, представлена национальная модель российского законодательства, положения которого направлены на противодействие процессу трешстриминга, наделенного несомненными признаками криминализации. Выводы и заключения: материалы данной публикации подчеркивают актуальность учета девиантного характера треш-стриминга и свидетельствуют о важности комплексного подхода к нейтрализации деструктивного влияния указанного явления на жизнь общества и личности.

Сохранить в закладках
ЗАРУБЕЖНЫЕ АКЦЕНТЫ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ РЕЛИГИИ И ЕЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИЦИИ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Чимаров Сергей Юрьевич

Актуальность: происходящие в нашей стране с конца 1980-х годов по настоящее время изменения в сознании и поведении людей, в том числе смена отношения населения к религии: от атеизма к демонстрации массового поклонения религиозным ценностям, а также рост религиозного самосознания в государствах постсоветского пространства и использование силы религиозной веры для возрождения религиозного экстремизма, могут быть номинированы в качестве веления времени и социального факта современной повестки дня. Наряду с отмеченным, следует учитывать поликонфессиональный состав личного состава российской полиции, отдельные представители которой наделены обостренным чувством своего восприятия канонов традиционной для них религиозной веры. Отмеченное подтверждает актуальность проведения дальнейших исследований, в части более углубленного понимания роли религии в современном обществе и отношения к указанному феномену такого государственного института, как полиция.

Цель: выявить отдельные направления социально-значимого задействования религиозного фактора в профессиональной среде полицейской институции, в контексте: во-первых, формирования социально-значимых шаблонов поведения сотрудников полиции; во-вторых, поддержания психологического равновесия личности полицейских, имеющего прямое отношение к эффективности их правоохранительной службы. Методы: основу выполненного исследования составили общенаучные методы, в их числе: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также эвристический и аксиологический методы познания, и интегрируемый в «обойму» указанных методологических приемов, метод контентанализа. Результаты: в публикации представлено видение ряда представителей зарубежной мысли относительно комплексного влияния религиозного мировоззрения на практику полицейской деятельности и поддержания психологического равновесия личности отдельных полицейских. Выводы и заключения: материалы данной публикации иллюстрируют актуальность учета социальной роли религии в служебной практике личного состава полиции, отдельные служащие которой придерживаются мировоззренческих ориентиров, вектор направленности которых задан их религиозной идентичностью.

Сохранить в закладках
СОВЕТСКИЙ УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН В 1920-Е ГОДЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ (2025)
Выпуск: №1 (2025)
Авторы: Упоров Иван Владимирович, Попов Михаил Юрьевич

Уголовно-правовая история России насчитывает несколько веков, начиная с отдельных норм Русской Правды и заканчивая специальным уголовным законом, действующим в настоящее время (УК РФ 1996 г.). Все это время уголовная политика, если иметь в виду системное ее осуществление, основывалась на общепринятой во всех странах во все времена позиции – за конкретное деяние следует конкретное наказание, установленное уголовным законом. Эта позиция основывается на классической школе наказания. Однако в России имел место сравнительно недолгий период, когда государством предпринималась попытка внедрить иной подход, основанный на социологическом учении (теории, школе), предусматривающим воздействие на преступника исходя прежде всего не из преступления, а из его личности. Это было в период времени после Октябрьской революции 1917 г. и нашло отражение в первых советских уголовных кодексах (УК РСФСР 1922 т 1926 гг.). В статье рассматриваются особенности указанной уголовно-правовой политики советского государства, определяемой программными установками компартии. Отмечается, что социологическое учение соответствовало планам большевиком построить общество, где не будет условий для преступности, однако, как довольно быстро показала социальная практика, это оказалось утопией; вместе с тем, в неопределенном будущем подобный подход может быть востребован.

Сохранить в закладках