Архив статей журнала
Полиция во многих обществах формирует профессиональную субкультуру, отличающуюся высокой степенью сплоченности и замкнутости. Данная статья посвящена социологическому анализу феномена полиции как закрытой социальной группы на основе зарубежных исследований. Обобщаются выводы авторитетных монографий и крупных эмпирических работ о внутренних нормах, ценностях и ритуалах полицейского института. Показано, что профессиональная культура полиции во всем мире характеризуется сильной корпоративной солидарностью, жестким разграничением «своих» и «чужих», а также стигматизацией внешних групп. Особое внимание уделяется универсальным чертам полицейской субкультуры, проявляющимся вне зависимости от национального контекста. Применяя теоретические подходы Э. Гофмана, М. Фуко и П. Бурдье, авторами рассматриваются механизмы формирования замкнутости полицейского сообщества, включая институциональные практики дисциплины и символической власти. Результаты показывают, что закрытая культура полиции выполняет двойственную роль: с одной стороны, она поддерживает внутренний порядок, лояльность и помогает эффективно выполнять опасную работу, с другой – порождает «стену молчания» и сопротивление внешнему контролю. В заключение обосновывается необходимость учета данной субкультуры при проведении реформ и налаживании отношений между полицией и обществом, что представляет практическую значимость для социологии профессиональных групп.
Политическое конструирование возрастного неравенства является одним из методов целенаправленного негативного информационно-пропагандистского воздействия и информационно-психологического давления и входит в арсенал нового вида военных действий в киберпространстве – информационной войны. Технологическое использование эйджизма в информационных войнах предполагает его описание в гиперболическом образе с использованием негативной лексики, «языка вражды». Молодежь и пожилые люди противопоставляются друг другу как социальные общности, имеющие различающиеся интересы и преследующие противоположные цели. Конструирование политического эйджизма обнаруживает два основных вида: 1) «конструирование политической старости»; 2) «конструирование политической молодости». «Конструирование политической старости» вербализирует и визуализирует власть как забюрократизированную и оторвавшуюся от реальности «власть стариков», которой противопоставляется молодежь как сила развития, обновления общества, политических изменений.