Архив статей журнала

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕФОРМ (2024)
Выпуск: Т. 21 № 3 (2024)
Авторы: Бегалов Баходир Абдусаломович, Жуковская Ирина Евгеньевна, Мамаджанов Аброрали Аширалиевич

Цель. Целью настоящей работы является анализ развития экономики Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации, а также реформ, направленных на либерализацию всех аспектов общественной жизни, демократизацию государства и общества, а также выявление наилучших практик модернизации отраслей и сфер национальной экономики для достижения высоких конкурентных преимуществ страны на мировом экономическом рынке. Материалы и методы. Основными источниками для проведения анализа и подготовки к публикации настоящей статьи явились официальные статистические данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Вместе с тем, при написании статьи авторами были использованы методы статистического анализа количественных данных, синтеза, методы системного обобщения результатов анкетного и экспертного опросов, монографического исследования, методы работы со специализированными программными продуктами, цифровыми платформами и сервисами, а также специализированные методы поиска и обработки данных при работе со статистическими отчетами и аналитической информацией, представленной на корпоративном портале Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Результаты. Авторами статьи изучена нормативно-правовая база по реформированию национальной экономики Республики Узбекистан, проанализированы цифровые механизмы по претворению в жизнь стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и на основе тщательной проработки стратегических направлений развития экономики выявлено, что реализуемые реформы, высокая требовательность и ответственность к выполнению поставленных задач по достижению целей, являются достаточно эффективными. Кроме того, настоящее исследование показало, что применяемые цифровые решения, такие как цифровые платформы и специально разработанные для сферы статистики цифровые сервисы, технологии искусственного интеллекта, BIGDATA, облачные вычисления, бизнес-аналитические механизмы, а также специализированные программные продукты, возможность работы с мобильными устройствами и применение спутниковой навигации для сбора статистических данных в регионах страны, позволяют провести многоаспектный анализ бизнес - процессов экономических объектов нациоальной экономики и выработать оптимальные управленческие решения для дальнейшего эффективного развития отраслей и сфер экономики Республики Узбекистан. Заключение. Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, показывают, что на сегодняшний день в результате, разработанных в Республике Узбекистан стратегий по эффективному развитию экономики страны, достигнуты высокие показатели. Однако, в отдельных отраслях и сферах национальной экономики ещё необходимы качественные преобразования, основанные на внедрении передовых методологических основ, инновационных технологических и управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности страны. Необходимо и дальше совершенствовать техническую и технологическую базу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечить качественное развитие человеческого капитала, совершенствовать методы и формы функционирования бизнес - структур в условиях цифровой экономики, выявить новые драйверы развития для сбалансированного роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Сохранить в закладках
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА ЭКОНОМИКИ (2024)
Выпуск: Т. 21 № 1 (2024)
Авторы: Невьянцева Лилия Сергеевна

Цель исследования. Цель статьи заключается в разработке и апробации методического подхода к оценке эффективности региональной инвестиционной политики в условиях интенсификации научно-технологического развития страны и регионов и достижения технологического суверенитета национальной экономики.

Материалы и методы. В исследовании использованы аналитические и статистические информационные данные за временной период 2017-2021 гг.., касающиеся инвестиций и затрат на научно-технологическое и инновационное развитие экономики, а также данные по некоторым экономическим показателям, которые также выступают индикаторами эффективности региональной инвестиционной политики. Статья подготовлена с использованием следующих методов научного исследования: анализа, синтеза, индукции, дедукции, сопоставления, сравнения, обобщения.

Результаты. Проведен теоретический анализ научных источников по исследовательской проблеме, на основании чего разработан и апробирован авторский методический подход к оценке эффективности региональной инвестиционной политики в условиях обеспечения технологического суверенитета экономики. Проведен структурно-динамический анализ результатов реализации региональной инвестиционной политики, на основании которого заключены выводы о тенденциях инвестиционной деятельности в региональных системах. На основании полученных значений рассчитаны сводные показатели эффективности региональной инвестиционной политики, в результате чего идентифицирован уровень её эффективности по анализируемым методическим блокам.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о динамических изменениях и об уровне эффективности региональной инвестиционной политики, направленной на цели достижения технологического суверенитета экономики и её инновационного развития. Практическая значимость проведенного исследования заключается в апробированном методическом подходе к оценке эффективности региональной инвестиционной политики. Результаты исследования могут быть применимы органами исполнительной власти и местного самоуправления при формировании и реализации региональной инвестиционной политики в целях достижения технологической независимости экономики региона.

Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОДРЯДЧИКОВ ПО УРОВНЮ СОБЛЮДЕНИЯ СРОКОВ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ (2025)
Выпуск: Т. 22 № 2 (2025)
Авторы: Березова Татьяна Георгиевна

Важно заранее, на этапе заключения договора выявлять исполнителей, которые не обладают достаточными экономическими ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств. Данное знание помогает заинтересованным лицам принимать дополнительные меры для нивелирования негативных рисков. Цель исследования - разработка методики мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных). Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили открытые данные Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИСЗ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БФО). В исследовании использовались следующие статистические методы: описательная статистика, дискриминантный анализ, пробит-регрессия, построение интегральных показателей, типологическая группировка. Методика представлена в виде алгоритма, содержащего следующие этапы исследования: формирование исходных данных, выявление специфического индикатора, подвергающегося оценке (критерий срок), формирование системы показателей для оценки уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных), оценка уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных) (расчет интегрального показателя, типология подрядчиков, идентификация новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных)) и выработка рекомендаций по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Результаты. В статье осуществлена классификация подрядчиков, участвующих в госзакупках по 44-ФЗ, с видом экономической деятельности дорожное строительство на основе введенного индикатора срок. Предложена и апробирована на реальных совокупностях методика мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных). Рассчитан интегральный показатель, позволяющий прогнозировать предположительные факты исполнения обязательств в срок и с нарушением срока. Проведена типология подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств; построено уравнение пробит-регрессии с учётом отраслевой специфики для идентификации новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Сделаны выводы и предложения по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств на рассматриваемых субъектах хозяйствования. Заключение. Рассмотренная методика статистического исследования позволяет осуществлять мониторинг и оценку подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных); проводить межорганизационные сравнения как в статике, так и в динамике; определять тип новых объектов наблюдения по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Результаты расчетов могут использоваться для проведения бенчмаркинга в части исследования собственного состояния организации, выявления лидеров и конкурентов отрасли.

Сохранить в закладках