Архив статей журнала

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО БЛОКА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНИТОРИНГА ПОЖАРОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ (2024)
Выпуск: Т. 21 № 3 (2024)
Авторы: Вакарев Александр Алексеевич, Дугина Татьяна Александровна, Виноградов Валерий Валериевич, Сычева Александра Васильевна, Бурдюгова Ольга Михайловна

Предмет. Снижение угроз пожарной безопасности на основе разработки экономико-статистического блока в составе системы мониторинга пожаров в административно-территориальных образованиях Российской Федерации, позволяющего обеспечивать статистическую обработку информации об экономических последствиях пожаров. Цели. Адаптация и прикладное применение экономико-статистических методов для выявления трендов изменения количества пожаров и наносимого ими материального ущерба региональной экономике, а также определение на этой основе показателей рисков пожаров, выявление взаимосвязей уровней развития региональной экономики количеством пожаров и их негативным влиянием на экономику. Методология. В прикладном аспекте применены методы интеграции данных, определения средних, выявления трендов, расчета рисков и определения корреляционной зависимости, а также графический метод. Результаты. Осуществлено определение органов-интересантов различных уровней государственного управления социально-экономическим развитием России и её регионов экономико-статистической информации по вопросам пожарной безопасности. Проведена интеграция данных о количестве и материальном ущербе от пожаров в регионах Южного федерального округа (ЮФО) России за период 2016-2022 гг. и определены тренды данных показателей. Рассчитаны риски пожаров и проведено ранжирование данных регионов по степени опасности. Выявлена зависимость количества и тяжести экономических последствий от пожаров с уровнем экономического потенциала, исследованных регионов ЮФО. Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для создания специализированного экономико-статистического блока в составе мониторинга пожаров Службы пожарной безопасности и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также Комиссий по чрезвычайным ситуациям страны (регионального и федерального уровней). Полученные расчетные данные могут использоваться для оценки уровней пожарной безопасности исследуемых регионов и ЮФО в целом, что позволит решать комплекс вопросов по управлению данными регионами и по разработке программ их социально-экономического развития.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 22 № 2 (2025)
Авторы: Вакарев Александр Алексеевич, Голодова Ольга Александровна, Гаврилова Оксана Александровна, Максимова Ольга Николаевна, Бурдюгова Ольга Михайловна

Предмет. Система отношений по информационному обеспечению вопросов отражения количества и тяжести чрезвычайных ситуаций (ЧС) для Российской Федерации в целом и её регионов. Цели. Создание специальной организационно-функциональной системы статистики количества и экономических последствий ЧС, обеспечивающих государственные органы полной, достоверной, обоснованной официальной информацией для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности населения и повышению устойчивости экономики. Методология. Исследование проведено на основе использования методов: теоретического анализа исследуемой проблематики; интеграции эмпирических данных; определения трендов на основе метода среднеквадратического отклонения; графического; а также синтеза выводов и предложений на основе проведенного исследования. Результаты. Раскрыта специфика необходимости отражения статистическими методами такого случайного процесса как возникновение ЧС и их тяжести для экономики. Отражена специфика ЧС в России в 2023 г., когда основная тяжесть количества и экономических последствий пришлась на Южный Федеральный округ, а в его составе на Республику Крым, г. Севастополь и Ростовскую область. Продемонстрирована методика построения трендов количества и тяжести ЧС, что является весьма важной информацией для стратегического управления опасными случайными процессами. Сформулирован комплекс предложений по созданию единой государственной системы статистики ЧС, призванной обеспечить органы управления качественной информацией о ЧС. Выводы. Результаты исследования целесообразно учитывать при совершенствовании систему правления в ЧС со стороны органов Государственной комиссии Правительства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и МЧС страны. Выявленные в ходе исследования тренды количества и тяжести экономических последствий ЧС могут быть использованы органами государственного управления страны и её регионов при осуществлении их социально-экономического развития.

Сохранить в закладках