Архив статей журнала
Статья посвящена проблеме эволюции повествовательных моделей «переходного» времени - от романтизма к реализму. Рассматривается жанр простонародной повести в аспекте перестройки конфликта и динамики мифопоэтических мотивов в творчестве Н. А. Полевого 1820-1830-х гг.: от повести «Мешок с золотом» (1828) к «Рассказам русского солдата» (1834). Романтическое противостояние личности демократического героя и общества в первой повести смягчено идиллическим разрешением конфликта, который поддерживают циклическое мифологическое время, мифологемы искушения и дара, Москвы, мифологизация крестьянского мира. В повести «Рассказы русского солдата» конфликт приближается к реалистическому, его разрешение в повести свидетельствует о подчинении характера бывшего крестьянина-индивидуалиста обстоятельствам военной службы, социальным законам. Мифологизация крестьянского мира подвергается редукции, однако проявляется мифологизация российского полководца. Мифопоэтические мотивы (переправа через реку забвения, инфернальный образ вражеского полководца) и сюжетно-образные отголоски инициации подчинены новым повествовательным принципам.
Цель статьи заключается в том, чтобы охарактеризовать восприятие в драме Теннисона «Бекет» одной из наиболее значительных личностей в английской истории. В статье анализируются эпизоды конфликта короля и Бекета, учитывается следование Теннисоном традиции шекспировских хроник в представлении различных социальных групп в их взаимодействии с героем, отмечается стремление автора подчеркнуть нравственное превосходство Бекета над королем. Объективно оценивая своего героя, не принимая его чрезмерной поглощенности одной идеей, Теннисон на его примере представляет идеал человека, верного долгу, способного к состраданию и самопожертвованию. Теннисон в большей мере известен как выдающийся поэт викторианской эпохи. В статье доказывается, что его драматургия также заслуживает внимания как еще одна грань его литературного наследия, как часть истории английского театра.