Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ КАК ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ (2024)
Выпуск: Т. 10 № 1 (2024)
Авторы: Маргулян Яков Аронович, Рочева Яна Сергеевна, Шавонин Артем Леонидович

Введение. Политика российского государства направлена на вовлечение социально уязвимых групп населения во все сферы жизни общества. Одним из важнейших механизмов социальной инклюзии является формирование положительного образа людей с инвалидностью в современных российских СМИ. Изучение особенностей репрезентации людей с инвалидностью в различных видах медиа позволит сформировать основу для их будущего социологического мониторинга и создания их положительного образа в российском социуме. Методология и источники. Методологической основой проведенного исследования являются труды российских и зарубежных социологов, посвященные рассмотрению проблем социальной инклюзии людей с инвалидностью. Обоснован интегративно-инклюзивный подход, позволяющий обеспечить переход от решения ситуативных проблем к комплексной реализации инклюзивных практик лиц с инвалидностью. Основным методом исследования выступает качественный контент-анализ статей федеральных СМИ и социальных медиа. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование и сравнение его результатов с выполненным ранее анализом репрезентации инвалидов в федеральных СМИ позволили выявить основные особенности формирования положительного образа людей с инвалидностью в социальных медиа в соответствии с принципами социальной инклюзии. В социальных медиа образ людей с инвалидностью чаще, чем в традиционных СМИ, конструируется через истории отдельных представителей данной социальной группы, описание их жизни и быта. Подобный подход, по мнению авторов, выступает более эффективным инструментом социальной инклюзии инвалидов, чем материалы о социальной группе в целом и предоставляемых им льготах, которые чаще появляются в традиционных СМИ. Также особого подхода требует изучение комментариев под основными материалами, которые являются важным отличием социальных медиа от традиционных СМИ. Заключение. На основе сравнительного авторского исследования сделаны выводы о различиях в репрезентации людей с инвалидностью в традиционных СМИ и социальных медиа. На основании данных выводов сформулированы направления совершенствования деятельности российских СМИ по формированию положительного образа людей с инвалидностью, представлены рекомендации по дальнейшему изучению репрезентации этой социальной группы в медиа.

Сохранить в закладках
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ СПБГЭТУ «ЛЭТИ») (2025)
Выпуск: Т. 11 № 3 (2025)
Авторы: Курапова Анна Сергеевна, Курапов Сергей Владимирович, Державина Анна Дмитриевна, Шатило Назар Владимирович

Введение. Статья посвящена анализу развития и внедрения систем искусственного интеллекта, в частности нейросетей, в жизнь студенческой молодежи. Их использование может как открывать новые горизонты, так и ставить серьезные этические вопросы, особенно в контексте влияния на молодежь и их образовательные траектории. Подчеркивается двойственность восприятия технологий молодежью, где, с одной стороны, их применение вызывает большой энтузиазм, с другой, существует обеспокоенность по поводу рисков манипуляции и распространения дезинформации. Методология и источники. Рассматривается современное понимание искусственного интеллекта как комплекса технологий, способных имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Обсуждаются концепции ученых: Э. Тоффлера, М. Кастельса и некоторых других, подчеркивающих значение информации и знаний в процессе общественного развития и возрастание автономии пользователей в цифровую эпоху. Акцентируется внимание на междисциплинарном подходе в изучении искусственного интеллекта. Обсуждаются его возможности в образовательном процессе, основанные на этических принципах человекоориентированного подхода (А. В. Резаев, Н. Д. Трегубов). Результаты и обсуждение. Проведена социологическая диагностика студентов факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ» для изучения влияния нейро- сетей на принятие ими жизненно важных решений. Опрос охватил 487 респондентов. Результаты показали, что большинство студентов (59,2 %) положительно оценивают использование нейросетей, при этом 85,1 % респондентов используют их в образовательных целях. Значительная часть опрошенных выразила опасения по поводу этических вопросов, связанных с использованием нейросетей, включая потерю автономии при принятии решений и недостаток человеческого взаимодействия. Проведен анализ ответов нейросети ChatGPT-3.5 на вопросы, касающиеся решения этических дилемм, что удостоверило способность нейросети к эмоциональному анализу и учету этических аспектов. Заключение. Авторы акцентируют внимание на широком потенциале использования нейросетей для принятия важных решений, но также подчеркивают риск потери субъектности и возрастания значимости нейросетей в качестве отдельной ценности для личности. Для обеспечения этического и безопасного использования данных технологий рекомендуется повышать прозрачность алгоритмов, проводить обучение пользователей, разработать этические стандарты и нормативное регулирование их применения.

Сохранить в закладках