Архив статей журнала
Введение. Политика российского государства направлена на вовлечение социально уязвимых групп населения во все сферы жизни общества. Одним из важнейших механизмов социальной инклюзии является формирование положительного образа людей с инвалидностью в современных российских СМИ. Изучение особенностей репрезентации людей с инвалидностью в различных видах медиа позволит сформировать основу для их будущего социологического мониторинга и создания их положительного образа в российском социуме. Методология и источники. Методологической основой проведенного исследования являются труды российских и зарубежных социологов, посвященные рассмотрению проблем социальной инклюзии людей с инвалидностью. Обоснован интегративно-инклюзивный подход, позволяющий обеспечить переход от решения ситуативных проблем к комплексной реализации инклюзивных практик лиц с инвалидностью. Основным методом исследования выступает качественный контент-анализ статей федеральных СМИ и социальных медиа. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование и сравнение его результатов с выполненным ранее анализом репрезентации инвалидов в федеральных СМИ позволили выявить основные особенности формирования положительного образа людей с инвалидностью в социальных медиа в соответствии с принципами социальной инклюзии. В социальных медиа образ людей с инвалидностью чаще, чем в традиционных СМИ, конструируется через истории отдельных представителей данной социальной группы, описание их жизни и быта. Подобный подход, по мнению авторов, выступает более эффективным инструментом социальной инклюзии инвалидов, чем материалы о социальной группе в целом и предоставляемых им льготах, которые чаще появляются в традиционных СМИ. Также особого подхода требует изучение комментариев под основными материалами, которые являются важным отличием социальных медиа от традиционных СМИ. Заключение. На основе сравнительного авторского исследования сделаны выводы о различиях в репрезентации людей с инвалидностью в традиционных СМИ и социальных медиа. На основании данных выводов сформулированы направления совершенствования деятельности российских СМИ по формированию положительного образа людей с инвалидностью, представлены рекомендации по дальнейшему изучению репрезентации этой социальной группы в медиа.
Введение. Статья посвящена анализу развития и внедрения систем искусственного интеллекта, в частности нейросетей, в жизнь студенческой молодежи. Их использование может как открывать новые горизонты, так и ставить серьезные этические вопросы, особенно в контексте влияния на молодежь и их образовательные траектории. Подчеркивается двойственность восприятия технологий молодежью, где, с одной стороны, их применение вызывает большой энтузиазм, с другой, существует обеспокоенность по поводу рисков манипуляции и распространения дезинформации. Методология и источники. Рассматривается современное понимание искусственного интеллекта как комплекса технологий, способных имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение. Обсуждаются концепции ученых: Э. Тоффлера, М. Кастельса и некоторых других, подчеркивающих значение информации и знаний в процессе общественного развития и возрастание автономии пользователей в цифровую эпоху. Акцентируется внимание на междисциплинарном подходе в изучении искусственного интеллекта. Обсуждаются его возможности в образовательном процессе, основанные на этических принципах человекоориентированного подхода (А. В. Резаев, Н. Д. Трегубов). Результаты и обсуждение. Проведена социологическая диагностика студентов факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ» для изучения влияния нейро- сетей на принятие ими жизненно важных решений. Опрос охватил 487 респондентов. Результаты показали, что большинство студентов (59,2 %) положительно оценивают использование нейросетей, при этом 85,1 % респондентов используют их в образовательных целях. Значительная часть опрошенных выразила опасения по поводу этических вопросов, связанных с использованием нейросетей, включая потерю автономии при принятии решений и недостаток человеческого взаимодействия. Проведен анализ ответов нейросети ChatGPT-3.5 на вопросы, касающиеся решения этических дилемм, что удостоверило способность нейросети к эмоциональному анализу и учету этических аспектов. Заключение. Авторы акцентируют внимание на широком потенциале использования нейросетей для принятия важных решений, но также подчеркивают риск потери субъектности и возрастания значимости нейросетей в качестве отдельной ценности для личности. Для обеспечения этического и безопасного использования данных технологий рекомендуется повышать прозрачность алгоритмов, проводить обучение пользователей, разработать этические стандарты и нормативное регулирование их применения.