Архив статей журнала
Введение. В статье предложен эстетический аспект описания коммуникации между журналистами и политиками. Проблематизируются драматургический, имиджевый, потребительский контексты медиакоммуникации, содержащие, по нашему мнению, эстетическую составляющую. Эстетический взгляд на тему, традиционно относимую к политологической или социологической областям знания, позволяет увидеть стороны человеческой деятельности, возможно, менее заметные, но не менее влияющие на воспроизводство социального порядка. Методология и источники. Анализ ситуаций, описанных в статье, реализован в традиции интерпретативной социологии, рассматривающей социальную коммуникацию как конститутивный фактор поведения и деятельности людей. Используются принципы драматургической социологии И. Гофмана, теоретические наблюдения авторов, работающих в области символической политики, концептуальные рассуждения, изложенные в эссе Ф. Анкерсмита «Политическая репрезентация», в частности применяемый им термин «репрезентация» по отношению к политику. Результаты и обсуждение. Для анализа были отобраны ситуации, которые могут быть отнесены к категории негативной коммуникации между журналистами и политиками. Последняя определяется как действие, способное провоцировать негативные эмоции и чувства участников коммуникации и таким образом дезориентировать их относительно развития и последствий коммуникативной ситуации. Полученные результаты исследования подтверждают, что понятие «негативная коммуникация» позволяет не только фиксировать эмоциональный модус профессиональной деятельности и межпрофессиональной коммуникации политиков и журналистов, но и предложить эстетический взгляд на профессиональную коммуникацию Заключение. Ситуационный анализ конфликтов в профессиональной среде, реализованный в традиции интерпретативной социологии, раскрывает их зрелищность, прогнозируя формы переживания, и позволяет рассматривать их, с одной стороны, как произведения искусства, с другой - как моральные истории для социального воспитания. Эстетическая политическая репрезентация является важнейшей потребностью любого гражданского общества, а ее реализация неразрывно связана с политическим просвещением.
Введение. Целью настоящей статьи является рассмотрение методологических аспектов изучения средств массовой информации как «четвертой ветви власти» и института политической системы современного общества. Авторы предприняли попытку достичь поставленной цели с позиций мультипарадигмального методологического подхода, предусматривающего сложение объясняющих потенциалов структурно-функционального, институционального и других эвристических концептов. С теоретической точки зрения СМИ привлекают внимание как политологов, так и социологов, философов, историков, журналистов и специалистов по связям с общественностью. Исследования в данном направлении, несомненно, требуют именно такого подхода, поскольку он позволяет решить поставленную задачу. Методология и источники. В рамках указанных методологических позиций (мультипарадигмального методологического подхода) «четвертая ветвь власти» предстает в различных аспектах, что позволяет также исследовать ее главным образом как институт политической системы общества, в структуре которой СМИ не только являются индикатором развитости институтов гражданского общества, но и свидетельствуют о степени открытости политической элиты и всего правящего политического класса. В качестве методологических источников в настоящей статье использованы труды таких основоположников концепции «четвертой ветви власти», как Дж. С. Милл, И. Бентам, Ю. Хабермас, Ф. Сиберт, Т. Петерсон, У. Шрамм и др. Результаты и обсуждение. Исследуются возможности применения основных положений теоретических и специализированных подходов к изучению концепции «четвертой ветви власти» в современных политико-социологических и политологических исследованиях. Авторы предприняли попытку эвристической интерпретации базовых категорий и выделения их понятийных аналогов в современной науке. Заключение. Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что средства массовой информации («четвертая ветвь власти») определенно играют постоянно возрастающую роль в плане контроля за публичной властью и являются одним из институтов гражданско-политического общества. Хотя известно, что использование термина «четвертая ветвь власти» для обозначения политической роли и статуса СМИ как института политической системы общества может вызывать возражения и быть поводом для дискуссии.
Введение. В статье представлены причины возникновения этнического разнообразия города Берлина, политические, исторические, географические, антропологические и социологические особенности городской среды, а также обозначены актуальные проблемы немецкого общества, формирующие культуру человека политического. Актуальность темы обусловлена политической радикализацией мигрантов в Германии, в частности в Берлине, являющейся следствием культурной глобализации, которая влияет на традиционные политические институты и модели поведения среднего жителя города. Кризис либерально-демократической модели, увеличение количества евроскептиков также играют немаловажную роль в трансформации политической культуры современного берлинца. Решение проблемы политической радикализации мигрантов немаловажно и для Российской Федерации, в частности для Санкт-Петербурга, сочетающего в себе особенности городской среды, характерной для стран Европы, и полиэтнического российского государства, жители которого являются россиянами, несмотря на национальные и культурные различия. Методология и источники. Методологическим основанием исследования является модель концентрических зон Эрнеста Бёрджесса. Работа базируется на следующих методах исследования: обобщение, сравнение, анализ, социологические методы. Источниками исследования послужили данные Федерального статистического ведомства Германии; данные результатов выборов 2016 г. в палату депутатов Берлина, выборов 2021 г. и повторных выборов 2023 г.; исторические данные; данные других исследователей по теме. Результаты и обсуждение. В ходе исследования были выявлены особенности городской культуры, формирующие полиэтническое берлинское общество - этническое многообразие жителей, особенная самоидентификация берлинцев, наличие уникальных городских округов, движения сквоттеров и влияние архитектурно-пространственных характеристик на формирование социального поведения человека. Также были выделены и некоторые проблемы города: формирование искаженного восприятия правых и левых течений у берлинцев, провал политики мультикультурализма, миграционный кризис и дефицит жилья.
Заключение. Развитие берлинца как человека политического формируется под воздействием особенностей городской среды и некоторых проблем города, на политические взгляды которого оказывают влияние округ проживания, свойства городской политической культуры и его этническое происхождение.