Цель. Выявить особенности развития российского суверенитета в современных условиях, произвести внутриполитическое измерение данного феномена.
Процедуры и методы. На основании политологического анализа современной ситуации рассмотрена эволюция российского суверенитета, охарактеризованы его основные виды. Рассмотрен спектр мнений российских и зарубежных исследователей по проблемам современного состояния суверенитета в Российской Федерации.
Результаты. Показана сложность и структурированность суверенитета, выделены его виды, интегрированные в системную сущность его качества. Особое внимание в статье уделено инновационным чертам суверенитета, вызванным к жизни турбулентностью современного переходного этапа развития человечества. Анализ российского суверенитета дополнен характеристикой актуального политологического дискурса и его отражения в текущей российской повестке.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для изучения современной российской политики.
Цель. Определение важнейших национальных интересов России в новых исторических условиях в основных сферах её внутренней и внешней политики.
Процедура и методы. В статье анализируются теоретические аспекты и основное содержание национальных интересов России в новых политических условиях. Применяются историко-политологический метод, сравнительный метод, метод анализа и синтеза, метод многостороннего подхода.
Результаты. Проведённое исследование показало, что приоритетными национальными интересами России в новой политической реальности являются экономические интересы, реализация которых создаёт базовую парадигму государства и общества, их устойчивого развития и суверенитета. Укрепление российского социального государства гарантирует внутреннюю стабильность, единство государства и общества, а идеологические ориентиры, основанные на традиционных духовно-нравственных ценностях, помогут сформировать стратегию развития России в ХХI в. Чтобы быть мировой державой, России достаточно считать приоритетной зоной своих национальных интересов саму себя. В эту зону входят и сопредельные территории, где так или иначе распространён русский мир. Встав во главе данного макрорегиона, Россия останется одним из ведущих игроков в новом миропорядке и сможет эффективно бороться за поддержание мира на нашей планете. Всё это позволит сохранить Российское государство-цивилизацию, русский государствообразующий народ и другие народы России в условиях новой политической реальности.
Теоретическая и практическая значимость. Раскрытие конкретного содержания базовых национальных интересов России поможет определить стратегию развития нашей страны в новых исторических условиях, что вносит определённый вклад в российскую политическую науку.
Цель. Определить влияние глобализации на политический процесс, рассматриваемый как многоуровневое явление.
Процедура и методы. Концептуализировав политический процесс как трёхуровневую модель, автор сконцентрировал своё внимание на анализе влияния процесса глобализации на агентный (микроуровень), конститутивный (мезоуровень) и метаполитический (макроуровень) уровни политического процесса.
Результаты. Установлено, что на агентном уровне политического процесса влияние глобализации характеризуется через появление новых акторов, влияющих на внутриполитическую ситуацию. На конститутивном уровне политического процесса глобализация приводит к изменениям системы институтов, происходят процесс унификации институтов и обратный ему процесс фрагментации. На метаполитическом уровне процесс глобализации влияет на суверенитет политической системы при появлении новых надсистемных игроков на мировой арене.
Теоретическая и практическая значимость. Введена концептуальная модель политического процесса и определены основные тенденции развития политического процесса в условиях глобализации.
Цель. Проанализировать значимость эффективного управления ресурсами образовательных проектов в контексте основных принципов государственной политики России в области образования.
Процедура и методы. Исследование базируется на комплексном анализе действующей Стратегии развития образования до 2036 г. с перспективой до 2040 г.
Результаты. Рассмотрены основные принципы государственной политики России в области образования: гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, доступности образования и его светского характера – с учётом сложности в управлении ресурсами образовательного проекта. Определены основные факторы, препятствующие эффективному управлению образовательными ресурсами, и предложены возможные пути решения.
Теоретическая и / или практическая значимость. Представленные результаты вносят вклад в развитие теории и практики эффективного управления ресурсами образовательных проектов в контексте основных принципов государственной политики Российской Федерации и могут быть использованы при совершенствовании законодательства в сфере образования, в учебном процессе при подготовке специалистов профильной направленности, а также в практической деятельности.
Цель. Выявить особенности репрезентации палестино-израильского конфликта в 2023–2024 гг. в официальных дискурсах исламского движения ХАМАС и руководства Российской Федерации; дать оценку степени конвергенции или дивергенции их позиций в контексте международного восприятия и политической риторики.
Процедура и методы. Основной метод, применяемый в работе, – критический дискурс-анализ (КДА). КДА позволяет не только деконструировать официальные позиции ХАМАС и России, но и раскрыть, как язык служит инструментом политической стратегии: формирует общественное мнение, легитимирует действия, воспроизводит иерархии власти и идеологические противоречия. Посредством анализа риторики и структуры официальных заявлений представляется возможным выявить стратегии, используемые для убеждения аудитории и легитимации действий сторон в условиях внутриконфликтной динамики.
Результаты. Выявленные сходства и различия в дискурсе негосударственного исламистского движения ХАМАС и Российской Федерации отражают специфику их позиций в системе международных отношений и обусловленность внешнеполитических стратегий различными уровнями ответственности и допустимого риторического пространства. В качестве субъекта международной политики, обладающего суверенитетом и стремящегося к обеспечению стабильного международного имиджа, Российская Федерация вынуждена придерживаться рамок дипломатической коммуникации, тогда как ХАМАС, функционируя вне традиционных норм государственной практики, может использовать более радикализированную и эмоционально окрашенную риторику. Палестино-израильский конфликт продолжает оставаться полем геополитического противостояния как региональных, так и глобальных акторов, которые используют палестинский вопрос в целях продвижения собственных интересов.
Теоретическая и / или практическая значимость заключается в том, что исследование углубляет понимание взаимодействия государственных и негосударственных акторов в контексте международных конфликтов, раскрывая механизмы формирования их дискурса через призму геополитических интересов и идеологических различий. Анализ официальных заявлений ХАМАС и Российской Федерации демонстрирует, как разнородные субъекты (негосударственная радикальная организация и суверенное государство) могут конвергировать в критике внешней политики третьих стран (например, США и Израиля) при сохранении принципиальных различий в риторике и стратегиях. Это позволяет расширить существующие теоретические рамки, объединяя подходы к изучению политического дискурса, геополитики и идеологии, а также вносит вклад в методологию сравнительного анализа дискурсов.
Цель. Выявить концептуальные теоретические основы и практические механизмы реализации современного неоколониализма в условиях глобальных цифровых трансформаций.
Процедура и методы. В рамках работы проанализирован корпус научных работ, посвящённых традиционному неоколониализму, цифровому суверенитету и технологической зависимости, с использованием сравнительно-исторического, системного и семантического методов анализа академических дискурсов.
Результаты. Систематизированы ключевые теоретические подходы к изучению цифрового неоколониализма (технологический детерминизм, мир-системная теория, информационное общество и дата-колониализм). Выявлены практические механизмы цифрового неоколониализма, включая контроль над цифровой инфраструктурой, данными и стандартами, ограничивающие суверенитет стран.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты дополняют теорию цифрового неоколониализма в современных условиях технологического развития и могут применяться при разработке национальных стратегий цифрового суверенитета, нормативно-правовом регулировании, подготовке специалистов по российской цифровой политике, а также использоваться органами власти для обеспечения независимости отечественного цифрового пространства.
Цель. Статья посвящена методологическому аспекту проблемы исследования нарративов массового сознания.
Процедура и методы. Методика применения веб-аналитического инструментария в рамках социально-политических исследований феноменов массового сознания и технологий их формирования рассматривается на примере анализа сферы ценностного нарратива. Семантической темой веб-аналитического мониторинга в статье выступает сфера государственной семейной политики и её отражение в эмпирических показателях сетевой активности пользователей в русскоязычном пространстве сети Интернет. Для построения выводов об уровне общественного интереса вводится понятие «эмпирические показатели сетевого нарратива» как дискурсивной суммы трёх групп веб-аналитических показателей: официального нарратива, нарратива СМИ и общественного нарратива.
Результаты. По результатам мониторинга делаются выводы о взаимосвязи различных нарративов, затрагивающих вопросы ценностей и формирование образа государственной политики. Общественный нарратив в целом следует за нарративом СМИ, но не определяется им. Формируя собственный нарратив, крупнейшие информагентства ориентируются в первую очередь на заявления официальных лиц и публикации официальных информационных источников политической власти. В свою очередь, более мелкие, в особенности региональные, СМИ склонны ориентироваться преимущественно на общественный запрос, общественный интерес к теме. Охват СМИ кратно превосходит возможности социальных сетей в тех случаях, когда они опираются на официальный нарратив. Однако как только официальный нарратив ослабевает или переключается на другую повестку, мелкие СМИ и социальные медиа получают преимущественное влияние на аудиторию.
Теоретическая значимость. Авторами предлагается модель применения специализированного веб-аналитического инструментария для задач сбора и первичной обработки эмпирических данных при исследовании общественных нарративов в сети Интернет.
Цель. Систематизация исследований российских авторов, специализирующихся на вопросах изучения наиболее эффективных механизмов и методов контрсанкционной политики России в области энергетики.
Процедура и методы. В представленном исследовании автором был проведён анализ взглядов отечественных учёных – представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, предлагающих своё видение противодействия ограничительным мерам недружественных стран.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что работы отечественных учёных можно подразделить на смысловые группы, образованные по принципу схожего набора механизмов и мер, нацеленных на относительно безболезненный обход Россией режима санкций, введённых недружественными странами.
Теоретическая и практическая значимость. Предложена классификация подходов к контрсанкционной деятельности России в сфере энергетики, среди которых выделяются приоритетно-технологический, дипломатический и комплексно-институциональный. Согласно выводам, представленным в итоговой части данной работы, санкционное воздействие требует постоянного изучения и всестороннего междисциплинарного рассмотрения ввиду сложности и комплексности проблематики. По своей сути механизмы и методы противодействия санкциям недружественных стран не могут в полной мере быть охарактеризованы как специфические и экстраординарные мероприятия. В этой связи автор приходит к выводу, что отечественные исследователи склонны придерживаться точки зрения, согласно которой противодействие санкциям недружественных стран реализуется посредством адаптации корпоративных и государственных систем, а также корректировки уже известных институционально оформленных мер, реализуемых применительно к актуальной ситуации, складывающейся ввиду возрастающего давления на отечественный топливно-энергетический комплекс
Цель. Выявить особенности влияния Специальной военной операции на общероссийскую гражданскую идентичность.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал вторичный анализ социологических данных. Проведён анализ представлений россиян о гражданской идентичности, также в оптике концепции трансформирующей агентности изучены гражданские движения и организации, ведущие общественно-политическую деятельность.
Результаты. Сделан вывод, что СВО создала условия для появления новых форм гражданской идентичности. Показано, что низовая инициатива становится драйвером возникновения и роста новых институциональных структур гражданского взаимодействия и помощи государству. Вместе с тем отмечен риск конфликта между новыми институциональными структурами и государственными органами на фоне сохраняющейся проблемы социального неравенства и запроса на реформы.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании релевантности концепции трансформирующей агентности для изучения социально-политических трансформаций современного российского общества.
Цель. Выявить и показать концепт парламентаризма как интегрирующего фактора русской государственности, разрабатываемый в нарративах публицистики представителей идеологии сибирского демократического регионализма (областничества) в начале ХХ в.
Процедура и методы. На основе инструментария политической текстологии анализу подвергаются письменные нарративы политической дискуссии о развитии представительных органов Сибири и всей Азиатской части России. Гносеологическую роль для познавательных замыслов сыграла также методология «новой политической истории», которая позволяет направить дискурсивный анализ на общественные группы.
Результаты. Установлено, что в начале ХХ в. активизировался нарратив о перспективах развития законосовещательных и представительных органов в периферийных и окраинных территориях нашего Отечества. Дискурс имел концептуальное и системное содержание. Складывалась чёткая холистическая схема: с учреждением и развитием земства как формы местного самоуправления активно будут формироваться и эффективно действовать легислатуры на уровне регионов, что позволит учитывать истинные проблемы территориальных образований на уровне единого общероссийского парламента.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут способствовать развитию изучения отечественной политической мысли дореволюционной России, в которой наследие сибирских областников пока представлено фрагментарно. Значение для укрепления основ русского государственного строя могут иметь парадигмальные концепты учения демократических регионалистов, согласно которым парламентаризм, местное самоуправление и федерализм имеют интегрирующее начало отечественной государственности.
Цель. Выявить идеологическую природу цифровой децентрализации как системного вызова традиционному государственному суверенитету и определить риски для современного государства в условиях технологической трансформации.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ ключевых идеологий цифровой децентрализации (криптоанархизм, киберсиндикализм, шифропанкизм), их технологических оснований и практик реализации. Осуществлён сравнительный анализ программных манифестов криптоанархистов и шифропанков (Т. Мэй, Э. Хьюз), обобщён опыт эволюции децентрализованных движений.
Результаты. Проведённый анализ показал, что синтез технологий и внесистемных идеологий формирует параллельные системы управления, подрывающие монополию государства на регулирование финансов, информации и права, а также на осуществление власти. Установлено, что угрозы для современного государства включают: эрозию доверия к институтам власти, использование децентрализованных цифровых ресурсов для протестной мобилизации, обход санкций через криптовалюты, а также рост числа регистраций граждан в виртуальных юрисдикциях, не подчиняющихся национальному праву.
Теоретическая и практическая значимость. Сформулированы предложения по адаптации государственного управления: переход от запрета технологий к диалогу с IT-сообществом и разработке превентивных мер. Введена авторская трактовка цифровой децентрализации как «инженерной автократии», где власть алгоритмов заменяет политико-правовые механизмы. Актуализирована проблематика государственного суверенитета в контексте конкуренции с децентрализованными антисистемами.