Архив статей журнала

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ О КОНЧИНЕ КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫ II В БРИТАНСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (54) (2024)
Авторы: Гималетдинова Гульнара Камилевна, Егорова Мария Александровна

Введение. Медиадискурс отражает когнитивные и национально-культурные особенности создателей и реципиентов медиатекста, обеспечивая взаимосвязь между стратегиями журналистов и особенностями интерпретации текста читателями. Полилогичность медиадискурса проявляется в возможности посредством комментирования вступить в виртуальный диалог с автором газетного текста и другими читателями. Цель исследования заключается в проведении лингвистического анализа медиатекста, посвященного кончине королевы Елизаветы II и выявлении средств выражения эмоционального отношения носителей британской культуры к факту смерти монарха. Материалом для проведения исследования послужили новостные и информационно-аналитические публикации, размещенные на сайтах британских газет непосредственно после кончины королевы Елизаветы II, а также читательские комментарии к ним, проанализировано 10 статей и 3788 комментариев. В работе использованы методы лингвистического, стилистического и системного анализа текста, выявлены единицы, выражающие эмоциональное отношение к утрате монарха.

Результаты. Изучена тональность текста, сопоставлено выражение положительной и отрицательной оценки в текстах газетных статей и в текстах комментариев читателей. Выявлено, что позитивная тональность преобладает как в статьях, так и в комментариях (94 % и 86 % соответственно), при этом положительная оценка выражается в отношении личности Елизаветы II, а отрицательная - в виде критики монархического строя. Обсуждение. Экспрессивность достигается за счет употребления эмоционально насыщенной лексики, гиперболических конструкций и интенсификаторов, что свойственно и новостному тексту, и тексту комментария. Восхищение личностью королевы и высокая оценка ее заслуг свидетельствуют об искренности читателей, что нашло отражение в многочисленных лексических единицах, маркированных эмотивностью.

Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что многие ценности британской культуры, например историческая память и патриотизм, непосредственно связаны с личностью Елизаветы II как объединяющей силы и символа всей нации.

Сохранить в закладках
ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА (2024)
Выпуск: Т. 18 № 3 (55) (2024)
Авторы: Романова Елена Викторовна, Казанцева Инна Валерьевна

Введение. Важная социально значимая функция экологического медиадискурса обуславливает актуальность темы исследования, поскольку он оказывает значительное влияние на мировоззрение людей. Изучение экологического дискурса именно в немецких медиатекстах продиктовано тем, что Германия занимала и занимает лидирующие позиции в области охраны окружающей среды и пропаганды здорового экологичного образа жизни. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению прагматических особенностей экологического дискурса и описанию средств немецкого языка, использующихся в современных медиатекстах данной тематики.

Цель: выявить языковые единицы с высоким прагматическим потенциалом и описать их функционирование в немецком экологическом медиадискурсе.

Материалы и методы. Для данного исследования в материал выборки включены онлайн-версии статей за 2019-2024 гг. крупного еженедельного немецкого журнала «Der Spiegel». В ходе исследования были использованы описательный метод и метод семантического, контекстуального и функционального анализа. Результаты исследования, обсуждения. Исследование немецких медиатекстов показало, что лингвистические особенности экологического медиадискурса напрямую коррелируют с его прагматической направленностью. С одной стороны важно, чтобы информация в текстах оставалась объективной и актуальной. Это достигается за счет включения терминов из различных областей науки, числительных и математических единиц измерения, названий научных центров и университетов, фамилий исследователей и экспертов. С другой стороны, текстам экологического дискурса присуща экспрессивность, что обусловлено необходимостью эмоционального воздействия на реципиента и побуждения к ответной реакции. Наибольший эмоциональный эффект достигается за счет использования номинаций с негативной коннотацией, сленга и разговорной лексики, слов-триггеров, слов-интенсификаторов, прилагательных в превосходной степени, игры слов, стилистических и грамматических средств.

Заключение. В современном обществе экологический дискурс привлекает пристальное внимание СМИ в силу актуальности затрагиваемых проблем. Активную позицию в экологическом движении занимает Германия. В немецких медиатекстах данной тематики используются различные языковые средства, обладающие высоким прагматическим потенциалом.

Сохранить в закладках