Архив статей журнала
Введение. Статья посвящена исследованию потребностей в информационно-образовательном консультировании, обусловленном повышенным интересом использования технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности будущего специалиста, формированием личностно-профессиональных компетенций как обучающихся, так и преподавательского состава. Целью работы является исследование возможностей и перспектив использования технологий искусственного интеллекта в информационно-образовательном консультировании.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы теоретического анализа научно-методической литературы по теории и практике информационно-образовательного консультирования, специальная литература по проблемам возможностей применения и тенденциям развития искусственного интеллекта, анкетирование студентов, опрос, включенное и невключенное наблюдение. Результаты исследования, обсуждение. Теоретический и эмпирический контент-анализ современных исследований, анонимных опросов, опубликованных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, свидетельствует о том, что рынок консалтинговых услуг в сфере инноваций, профессиональная деятельность консультантов-новаторов востребованы и находятся на стадии роста. В условиях цифровой трансформации практически всех сфер общества широко обсуждаются возможности, границы использования технологий искусственного интеллекта в учебно-воспитательной среде образовательных организаций. Затрагиваются проблемные вопросы адаптации личности к технологическим инновациям, социальной ответственности использования передовых достижений в области информационных технологий, нейросетей при достижении как личностно-профессиональных, так и общественно значимых результатов. Проведен анализ гуманистического сопряжения социальной и информационно-технической составляющей консалтинговой деятельности, адаптации технологий искусственного интеллекта к запросам потребителей образовательных услуг. В заключении делается вывод о том, что повышение эффективности информационно-образовательного консультирования в эпоху искусственного интеллекта станет возможным с учетом интересов всех участников образовательной среды и будет способствовать появлению новых форм педагогического взаимодействия, направленных на развитие конкурентоспособности отечественного образования.
Введение. В статье изучена проблема развития художественного вкуса студентов в образовательной среде вуза. Художественный вкус - это профессионально значимое качество, позволяющее личности адекватно оценивать окружающую действительность, ориентироваться в культурном многообразии, эмоционально реагировать на художественные жанры в искусстве и выражать свое отношение к нему, развивать потребности в творческой деятельности в многонациональном социуме. Образовательная среда рассматривается авторами как социокультурное окружение человека, психолого-педагогическая реальность, в ходе которой происходит процесс развития и самосовершенствования личности. Данное понятие охватывает три важнейшие образовательные деятельности: учебную, воспитательную и практическую. Цель исследования - обоснование целесообразности использования образовательной среды вуза как средства развития художественного вкуса студентов.
Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование. Результаты исследования. Изучена и проанализирована структура художественного вкуса личности, которая включает в себя следующие компоненты: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, деятельностный. В качестве критериев развития художественного вкуса авторы выделяют: художественно-эстетические предпочтения, умения воспроизводить и оценивать произведения в области декоративно-прикладного искусства, умение критически мыслить, самостоятельно добывать новую информацию, уметь анализировать изучаемый «продукт», проявлять свои творческие способности и др. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития художественного вкуса студентов: предоставление свободы творческого выбора; оказание педагогической помощи в выборе техники работы с художественными материалами; систематическое взаимодействие с элементами культуры, художественными ценностями; внедрение в учебный процесс курсов эстетической направленности; привлечение студентов в творческую деятельность и др.
Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, а также при создании программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.
Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы.
Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad - 2023» и «Famous People of The UK and The USA - 2023» включает в себя информационно-методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.