Архив статей журнала
Статья посвящена комплексному анализу воспоминаний современников о Каюме Насыри, в которых повествуется об условиях быта татарского просветителя в конце 1870-х - 1902 гг. Основными историческими методами исследования являются сравнительно-исторический и источниковедческий синтез. Источниковой базой исследования стали документы, отложившиеся в архиве просветителя, и воспоминания современников о К. Насыри. Большинство воспоминаний относятся к середине 1890-х - 1902 гг., когда просветителем преклонного возраста стала интересоваться татарская учащаяся молодежь. В конце 1870-х гг. Насыри представляется вполне респектабельным мужчиной, следивший за своим внешним видом, носящим дорогую одежду, в которой перемешались европейский и традиционный стили и пошивы, летом передвигавшимся по улицам Казани на европейский манер с зонтиком в руках; личностью, очень дорожившим своим временем и старавшемся не отвлекаться на бытовые проблемы и повседневную суету; ученым кабинетного типа, не стремившимся к активному общению и даже избегавшим общественных мероприятий мусульман Татарских слобод города. В воспоминаниях современников середины 1890-х гг. зафиксированы разительные перемены в одежде Насыри. Вследствие холостяцкого образа жизни и постоянной занятости Насыри недостаточно уделял внимание своему внешнему облику. Мемуары зафиксировали такие черты характера просветителя, как неприхотливость в быту и самоограничение в контактах с внешним миром, приверженность своему делу. Мемуары современников, относящиеся к последнему десятилетию жизни просветителя, сформировали стереотипы о Насыри как о личности, постоянно страдавшей от безденежья, жившей в стесненных условиях и в изоляции. В статье раскрываются причины такого однобокого представления о бытовых условиях и образе жизни татарского просветителя.
В становлении личности К. Насыри и определении его социальных ориентиров важную роль сыграло преподавание в течение 15 лет в православных учебных заведениях Казани. За период педагогической работы Насыри зарекомендовал себя трудолюбивым, дисциплинированным и требовательным преподавателем, заслужил уважение учебного начальства и своих коллег. Овладение в совершенстве русским языком и самообразование позволили Насыри увидеть и оценить достижения отечественной науки и русской культуры. Если ранее он относился к русскому языку как к средству коммуникации с представителями органов власти и выстраивания доверительного диалога с русским населением, то теперь увидел новые возможности государственного языка как средства к овладению новыми научно-практическими знаниями. Обучая татарскому языку иноязычную аудиторию, преподаватель столкнулся с проблемой неразработанности грамматики родного языка. Солидаризуясь с концепцией великого русского педагога К. Д. Ушинского об общественной пользе и значении родного языка в воспитании детей, Насыри глубоко осознал необходимость грамотности на материнском языке, что превращало печатное слово в мощное средство для трансляции новых знаний для развития национальной культуры. Наглядным проявлением просветительской концепции Насыри явилось поданное в 1862 г. первым среди тюркских народов России совместно с хозяином литографии М. Яхиным ходатайство об издании еженедельной газеты на родном языке, которое не было поддержано имперской властью. Усвоение классно-урочной системы, основательное изучение методик преподавания, применяемых в европейской образовательной системе и отечественных учебных заведениях, сыграли важную роль в дальнейшей научно-методической деятельности просветителя.