Архив статей журнала

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: МИХАЙЛОВА АЛЛА ГРИГОРЬЕВНА

Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.

Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.

Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.

Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.

Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.

Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.

Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.

Сохранить в закладках
РОЛЬ МОНАШЕСТВА И МОНАСТЫРЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НАЧАЛА XXI ВЕКА (2025)
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Авторы: РУДЬ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ

Данная статья посвящена изучению проблемы влияния монашества и монастырей на формирование и сохранение религиозной идентичности российского общества начала XXI века. Методологической основой данного исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, сравнение и синтез. Помимо этого, применялись методы обобщения и теоретического анализа.

В процессе работы были рассмотрены понятия «идентичность» и «религиозная идентичность», с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. В данной работе было указано, что Русская Православная Церковь занимает важное место в политической и социальной жизни современной России. Церковь оказывает значительное влияние на общественное мнение, ее представители активно участвуют в реализации государственных, региональных и муниципальных проектов, участвуют в общественных обсуждениях и социальных процессах, что существенно влияет на формирование религиозного сознания и идентичности среди верующих.

В основной части работы автор указывает, что монастыри являются центрами духовной жизни. Они и по сей день остаются местом для молитвы, предлагая верующим уникальную возможность укрепить своё духовное состояние, погрузиться в созерцание и встречу с Богом. Верующие находят в монастыре вдохновение и силу для своих молитв и духовного развития.

В качестве заключения было установлено, что, невзирая на период массовых гонений против монахов и закрытие, а иногда уничтожение, монастырей в годы СССР, монашество по-прежнему является неотделимой частью христианской культуры нашей страны и ключевым детерминантом российской религиозной идентичности современного общества. Их влияние простирается на различные сферы общества, включая туризм, культуру, образование, воспитание и благотворительность. Вклад монахов и монахинь остается незаменимым и важным элементом отечественной истории и культуры.

Сохранить в закладках