Архив статей журнала
Формирование образа Японии как врага на рубеже XIX-XX вв. происходило постепенно. Наглядным примером может служить образ, сложившийся на страницах журнала «Мир Божий». Долгие годы японская тематика стоит немного в тени китайских событий, однако заметки, посвященные Стране восходящего солнца, периодически появляются на страницах журнала, контрастируя с описаниями Китая. Однако после подавления Боксёрского восстания всё меняется. Образ Японии как возможного врага на Дальнем Востоке формируется на страницах «Мира Божьего» постепенно, переход от восхищения успехами в модернизации к опасениям в чрезмерном военном усилении и «жёлтой угрозе» происходит к началу XX в. Япония оценивается как мощная в военном плане держава, основной силой которой является флот. Уже с началом военных действий в 1904 г. появляются новые обширные материалы и аналитические заметки, посвященные Японии, где авторы размышляют о причинах конфликта, японском военном потенциале и упущенных российской дипломатией возможностях создания союза с микадо. Главная цель, которую ставят перед собой авторы издания - понять своего врага и причину его успехов.
Статья посвящена участию православного духовенства в системе гуманитарной помощи населению в годы Первой мировой войны на территории Беларуси. Особое внимание уделено созданию внутрицерковных благотворительных комитетов. Раскрыта специфика деятельности священнослужителей в епархиальных лазаретах и организациях по работе с беженцами.
В статье рассматривается, как в условиях нарастания протестных настроений в Российской империи действуют религиозные институты и реагирует на их действия власть. Методология исследования построена с учетом теорий социальных представлений, исторического институционализма, социальных расколов. Источниковую базу составили делопроизводственные материалы и источники личного происхождения. Было выявлено, что интеграция Грузинской православной церкви в систему имперской политики произошедшая «предписанием сверху», обусловила стремление ее духовенства и прихожан вернуться к модели существовавшей до инкорпорации и при этом раскол государство-церковь частично совмещается с противоречиями центр-периферия, усугубляя контрастность в системе «свой-чужой», способствуя расширению спектра участников конфликта