Архив статей журнала

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (2025)
Выпуск: № 1, Том 17 (2025)
Авторы: Титов Эдуар Александрович, Паксиваткина Валерия Александровна

Введение: в 2016 году начали разрабатываться первые российские интернет-порталы инициативного бюджетирования, позволяющие гражданам участвовать в распределении бюджетных средств в цифровом формате. По данным мониторинга развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации, число таких интернет-порталов в 2023 году достигло 24 единиц (специализированные интернет-порталы функционируют в 20 регионах). В настоящее время их функционирование не регулируется нормативными правовыми актами, отсутствуют стратегические документы, которые определяли бы их перспективы. Кроме того, в отечественной научной литературе недостаточно изучен накопленный опыт и не проведена оценка развитости и полезности таких интернет-порталов для пользователей. Цель: оценить функционал российских интернет-порталов инициативного бюджетирования и сравнить их с зарубежными аналогами. Методы: использована усовершенствованная методика оценки развитости интернет-порталов общественного участия ООН. Результаты: большинство оцененных интернет-порталов инициативного бюджетирования требуют улучшения и расширения функционала (в статье дается подробная характеристика по пяти категориям), и только восемь из двадцати четырех превысили медианное значение оценки. Результаты сравнения российских и зарубежных интернет-порталов показали развитость функционала последних. Выводы: существующие в России интернет-порталы инициативного бюджетирования в основном используются как информационные ресурсы, в то время как прямая вовлеченность граждан через цифровые площадки остается недостаточной.

Сохранить в закладках
Оценка эффективности и масштабности управления налоговыми расходами на поддержку инвестиций и приоритетных отраслей экономики в странах (2025)
Выпуск: № 1, Том 17 (2025)
Авторы: Демидова Светлана Евгеньевна, Тюрина Юлия Габдрашитовна

Введение: в условиях возрастания роли государства в экономике расширяются фискальные инструменты, в набор которых все больше стран включают управление налоговыми расходами. В отличие от прямых расходов налоговые расходы не потребляют ресурсы, однако делают налоговую систему более сложной. Сравнение межстрановых данных о налоговых расходах затруднено вследствие ограниченной сопоставимости налоговых систем. Цель: проверка гипотезы об активизирующем воздействии налоговых стимулов, относящихся к группе налоговых расходов. Объектом эмпирического исследования выбраны страны, выделенные по критерию глубины налоговых расходов в объеме ВВП и налоговых доходов; временной период для анализа обусловлен доступностью данных. Внешним шоком в настоящем исследовании определен кризис, вызванный ограничениями в период пандемии COVID-19. Методы: метод многомерной средней. Результаты: методологический подход показал взаимосвязь политики управления налоговыми расходами с фискальной политикой, структурными особенностями экономики, стратегическими правительственными приоритетами. Авторами проанализированы страновые подходы к использованию механизма налоговых расходов, выделена группа стран для анализа, проведена оценка масштабности и эффективности управления налоговыми расходами на поддержку инвестиций и приоритетных отраслей экономики в странах G20 в период внешних шоков. Изучены налоговые расходы в привязке к тематике экологической устойчивости. Выводы: методом многомерной средней определена масштабность применения налоговых расходов, страны отрейтингованы по значению интегрального показателя. Позиция в рейтинге обусловлена широтой и глубиной налоговых послаблений. Эффективность использования налоговых послаблений оценена через коэффициент увеличения инвестиций и коэффициент увеличения промышленного производства. Результаты оценки показывают, опережают ли экономические показатели темпы роста налоговых расходов.

Сохранить в закладках