Архив статей журнала

ОТЧЕТЫ О ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-Х ГОДОВ В ДОКУМЕНТАХ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ (2024)
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Авторы: Редькова Евгения Сергеевна

1960-е гг. - время становления научного направления, связанного с изучением жанров музыкального фольклора, формирования источниковой базы этномузыкологии на основе пополнения архивов новыми экспедиционными записями традиционных народных песен и наигрышей. В отсутствие профильных кадров к участию в экспедициях Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР привлекались выпускники, студенты и аспиранты Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Экспедиционная деятельность послужила одним из оснований для открытия в Союзе композиторов в 1967 г. специального подразделения - секции музыкального фольклора, которое возглавил Феодосий Антонович Рубцов (1904-1986). В настоящей статье на основе документов из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга рассматриваются два экспедиционных отчета, предшествовавшие образованию секции. Первый - подготовлен Борисом Михайловичем Добровольским как характеристика экспедиций 1961 г. сотрудников Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии наук СССР. Второй - посвящен поездке на родину М. П. Мусоргского Изалия Иосифовича Земцовского и Николая Авксентьевича Мартынова в 1964 г. Протоколы и стенограммы отчетов 1960-х гг. позволяют раскрыть подходы к полевой работе, цели и задачи экспедиций, принципы выбора регионов для обследования, представление результатов поездок на заседаниях, содержание и проблематику научных дискуссий, проходивших после сообщений.

Сохранить в закладках
ПИНЕЖСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАСПЕВА ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН В ЗАПИСИ 1927-1930 ГГ.: ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ И ФАКТУРЫ (2024)
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Авторы: Якубовская Елена Ивановна

Многоголосие в народных песенных традициях Русского Севера представляет одно из сложнейших художественных явлений русской национальной культуры. Вместе с тем оно недостаточно изучено, поскольку большинство ранних записей малодоступны для непосредственного слухового анализа. Опубликованные нотировки отражают лишь небольшую часть имеющихся звукозаписей. В статье рассматриваются особенности голосоведения и фактуры классических «протяжных» лирических песен в устной традиции Русского Севера. Материалом исследования послужили полевые фонографические записи Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, сделанные ими в 1927 и 1930 гг. в деревнях Пинежского района Архангельской области. В ходе анализа привлекаются фонограммы, выполненные в тех же деревнях в 1990-е гг. при участии автора статьи. В работе уделяется особое внимание двухрегистровому пению «тонки´ми» и «толсты´ми» голосами, а также закономерностям мужского и женского исполнительства в смешанных певческих ансамблях. Авторские нотации песен публи-куются впервые.

Сохранить в закладках
"ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - БЕЗ ИНТРИГ; СВОБОДЕН И МОЖЕТ ЕХАТЬ": ТРИ ЭПИЗОДА БИОГРАФИИ Е. В. ГИППИУСА (2024)
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Авторы: Подрезова Светлана Викторовна

В статье раскрываются неизвестные страницы научной биографии одного из ведущих отечественных этномузыковедов - Евгения Владимировича Гиппиуса. В научный оборот вводятся архивные документы, охватывающие период 1926-1929 гг. и позволяющие по-новому представить начало его пути как собирателя, архивиста и исследователя. Данные полевого дневника Гиппиуса дают возможность более точно атрибутировать фонографические записи, обозначить методы и особенности собирательской работы в Заонежье, оценить его вклад в камеральную обработку фонозаписей. «Программа фонографических записей» (1926) отражает научный подход Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд к жанровой классификации заонежского фольклора. Записки и письмо к С. И. Бернштейну, заведующему Центральным Фонограммархивом Государственного института истории искусств, свидетельствуют об активном участии Гиппиуса в обсуждении перспектив развития этого подразделения. Автор приходит к выводу, что в конце 1920-х гг. полевая и исследовательская работа Государственного института истории искусств и Ленинградской государственной консерватории была тесно взаимосвязана и проходила в рамках нового научного направления - сравнительного музыкознания. Важная роль в этом принадлежала Гиппиусу.

Сохранить в закладках
КОСТРОМСКОЙ ФОЛЬКЛОР В ЗАПИСИ С. М. ЛЯПУНОВА И Ф. М. ИСТОМИНА: К 130-ЛЕТИЮ ВТОРОЙ НАУЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕСЕННОЙ КОМИССИИ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (2024)
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Авторы: Теплова Ирина Борисовна, Карась Юлия Александровна

Статья посвящена результатам второй экспедиции Песенной комиссии императорского Русского географического общества, состоявшейся в 1893 г. с участием С. М. Ляпунова и Ф. М. Истомина. Авторы прослеживают обстоятельства полевой работы, научное значение материалов костромского маршрута. В исследовании представлены наблюдения о сохранности форм музыкального фольклора, который фиксировали собиратели на территории Верхнего Поволжья в 1970-е и в 2020-е гг. Сравнение записей разных лет свидетельствует об утратах свадебных, лирических песен и вместе с тем - о бытовании жанра причитаний в костромских деревнях вплоть до начала ХХI в. Сопоставление причитаний и свадебных песен, услышанных С. М. Ляпуновым и Ф. М. Истоминым, со звукозаписями, выполненными в 1970-е гг. Т. В. Кирюшиной и А. М. Мехнецовым, показало стабильность композиционной и ритмической организации напевов. Тем самым в большой степени подтверждается достоверность слуховых нотаций, выполненных композитором. Очевидно, что материалы экспедиции Песенной комиссии составляют неотъемлемую часть общей картины, характеризующей народную музыкальную культуру Костромского края.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ (2024)
Выпуск: Т. 16 № 2 (2024)
Авторы: Лобкова Галина Владимировна

В настоящее время особо актуальны вопросы истории этномузыкологии, связанные с деятельностью ведущих исследователей - собирателей музыкального фольклора и основателей научных школ. Данной проблематике посвящена главная часть тематического выпуска, обзор которого представлен в статье. Раскрытию ранее неизвестных страниц истории науки способствует обращение к обширной документальной базе: рукописям, аудиозаписям, фотографиям. Суммирование информации и критический анализ источников позволяют прояснить события прошлого и дать верную оценку результатам деятельности ученых. Одним из перспективных историко-текстологических методов, применяемых в ряде работ, является сопоставление слуховых нотаций и фонограмм XIX - начала XX в. с аудиозаписями и их расшифровками, выполненными в 1970-80-е гг. и более позднее время. Сделанные на этой основе выводы касаются не только подходов к фиксации материалов, но и динамики изменения песенных традиций в целом. Весьма востребованы ареалогические изыскания, базирующиеся на результатах полевой работы многих поколений собирателей и открывающие перспективу дальнейших исторических обобщений. Не менее актуальны проблемы использования музыкального фольклора в творчестве композиторов, а также применения в практике современных исполнителей способов музицирования, сложившихся в устной традиции.

Сохранить в закладках