Архив статей журнала
В статье рассматривается ретроспектива трансформации транспортной и расселенческой структур на территории нынешней Московской области в доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития общества. Прослеживается влияние технического прогресса на изменение транспортных средств и способов передвижения, а также форм расселения, типов застройки и темпов урбанизации. Большое внимание уделено гипертрофированному росту Москвы численному и территориальному, являющемуся основной причиной нарастания транспортных проблем в регионе.
Данная статья продолжает цикл статей, начатый в № 4 журнала «Academia. Архитектура и строительство» за 2023 год. В ранее опубликованных статьях раскрывалась тема семантческого аспекта формирования идентичности архитектурно-пространственной среды новых городов-столиц. В статье затрагивается тема региональной идентичности в контексте формирования архитектурно пространственной среды городов – административных центров субъектов Российской Федерации, раскрывается понятие региональной идентичности; обосновывается целесообразность употребления термина «столица» по отношению к городам – региональным административным центрам.
Анализируется обоснованность применения семантических подходов к анализу архитектурно-пространственной городской среды, отражающей региональную идентичность. Рассматривается возможность применения для данного анализа принципа теоретической модели семиотического каркаса города – региональной столицы. Раскрываются особенности и закономерности построения семантического каркаса города – региональной столицы, на таксономических пространственных уровнях.
На основе анализа архивных источников и публикаций в советской печати 1957–1958 годов рассматриваются история проектирования и архитектурно-планировочные особенности генерального плана Академгородка в Новосибирске, разработанного в декабре 1957 – январе 1958 года Новосибпроектом. В ноябре 1957 года Академгородок был включён в число экспериментальных проектов, которые должны были символизировать начавшийся в июне 1958 года новый этап советской архитектурной реформы. Проект ярко воплотил в себе новую концепцию города и микрорайона со свободной планировкой, заимствованную из зарубежного градостроительного опыта. Представленный на обсуждение архитектурной общественности в январе-феврале 1958 года, проект опередил свое время и не был понят многими советскими архитекторами.