Архив статей журнала
24 сентября 2024 г. на базе Центрального экономико-математического института РАН состоялась международная конференция «Искусственные общества и информационные технологии». 25 сентября был проведен круглый стол «Суперкомпьютерные технологии и искусственные общества»
Статья лежит в русле исследований межбюджетных отношений в Китае между центральным правительством и провинциями в начальный период экономических реформ, их влияния на темпы экономического развития этой страны. В данной статье обсуждаются вопросы формализации стимулов, создаваемых китайскими фискальными контрактами на основе словесного описания механизма действия самих контрактов, имеющегося в зарубежных источниках. В наших исследованиях мы строим агентные компьютерные модели, в которых имитируется экономический рост страны под влиянием фискальных стимулов, создаваемых центральным правительством своим субнациональным правительствами (регионам, провинциям). Результат зависит от корректности формализации (описания математическими формулами) фискальных стимулов, а это, в свою очередь, зависит от адекватности понимания нами, исследователями, как субнациональное правительство «прочитывает» фискальный контракт, заключенный с центром, как субъективно воспринимает стимул развивать экономику своей территории, вытекающий из этого контракта. Обсуждению методологических трудностей этой формализации и посвящена эта статья на примере одного из шести видов фискальных контрактов, фактически применявшихся в Китае в ходе реформ начала 1980-х гг. Предлагается два понимания восприятия региональными властями этого стимула, и соответственно, две его формализации в целях компьютерного моделирования.
Современные образовательные системы представляют собой сложные адаптивные экономические системы. Работа с моделями таких систем позволяет студентам глубже понять экономические связи и зависимости. В последние годы рамка сложных адаптивных систем активно используется для анализа педагогических ситуаций. Так, учебные классы можно рассматривать как сложные системы, в которых ученики, выступающие в роли агентов, взаимодействуют друг с другом и с учителем. Сквозь призму сложных адаптивных систем можно анализировать и системы городского образования, включающие множество образовательных учреждений, взаимодействующих друг с другом и с местным сообществом, где наблюдаются сложные взаимодействия между политическими решениями, финансированием и образовательными результатами. В данной работе рассматривается перенос навыков проектирования многоагентных моделей на проектирование педагогических практик. Исследование выполнено на базе Semantic MediaWiki, что позволило объединить различные среды программирования (Snap!, NetLogo, StarLogo Nova, GAMA), модели, датасеты и работы студентов. В качестве одного из примеров рассмотрена модель выбора учениками школ, различающихся по географическому положению, стоимости обучения, уровню достижений студентов, максимальной вместимости и доступности публичной информации.
В данной работе предлагается новый подход к прогнозированию цен акций российских компаний, основанный на объединении двух методов: стохастического моделирования, которое учитывает случайные колебания рынка, и агентного подхода, отражающего поведение различных участников рынка. Такой гибридный метод позволяет лучше учитывать особенности российского рынка, где значительную роль играют волатильность, внешние экономические и политические факторы, а также взаимодействие между инвесторами. Разработанная модель нацелена на снижение ошибок прогнозирования, что делает её более точной и полезной для принятия инвестиционных решений в условиях рыночной нестабильности. Помимо этого, подход приобретает особую актуальность в современной экономической ситуации, когда быстро меняющиеся условия требуют оперативного и гибкого реагирования. Важность работы заключается в создании инструмента, способного обеспечить более надежную оценку рисков и возможностей, что способствует повышению доверия инвесторов и стимулированию устойчивого развития финансового рынка.