Архив статей журнала
В статье рассматривается практика создания специализированных учебников для школьников, представителей коренных малочисленных народов Ленинградской области, в условиях советского государства и его заботы об этнической идентификации, а также перспективы развития малочисленных этносов в современных условиях России и подготовки учебных материалов для них. Акцентированы моменты наследия опыта и практики советских национальных школ в плане воспитания полноценной личности со зрелым национальным сознанием.
Автор статьи считает, что Шукшин актуализирует в рассказах емкие метафоры и образы, которые позволяют вести масштабный разговор об особенностях национальной судьбы и народного характера на длительном историческом этапе развития. Духовность и «культура» как суррогат духовности становятся в ряде ключевых произведений Шукшина («Крепкий мужик», «Мастер», «Чудик», «Пост скриптум», «Чередниченко и цирк», «Штрихи к портрету» и др.) обобщающими понятиями, через которые «объясняются» многие коллизии народной жизни «вчера, сегодня и завтра». «Церковь» и «цирк» метафорически противопоставляются друг другу в качестве атрибутов истинной и подменной веры.