ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (2024)
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Авторы: Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

© Скударева Г. Н., Бенин В. Л., 2024

Сохранить в закладках
РЕФЛЕКСИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНА) (2024)
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Авторы: ХУББИТДИНОВА НЭРКЭС АХМЕТОВНА, Хусаинова Ляйля Мидхатовна, Тагирова Салима Айбулатовна

Для сохранения традиционных культурных, общественных ценностей в общеобразовательных школах учителя все чаще обращаются к духовно-нравственным истокам, хранящимся в фольклоре. Так, педагоги муниципальных школ районов Республики Башкортостан на своих уроках (родной язык и литература, русский язык и литература, математика) активно используют местный фольклорный материал, что помогает детям усвоить тему, расширить кругозор, укрепить этнические традиционные духовнонравственные ценности. Целью статьи является раскрыть и показать, как в результате привлечения учеников к исследовательской работе на тему о месте и роли фольклора в жизни детей, его воспитательном и дидактическом начале, еще раз подверждается значимость народной педагогики, воспитания в обществе и в системе образования в частности.

В своей обучающей деятельности учителя сельских школ активно применяют фольклорные материалы. Это позволяет, во-первых, заинтересовать учеников уроком; вовторых, используя местный этнический материал, привлечь детей к поисковой деятельности; в-третьих, помочь детям обобщить полученные ими знания в виде исследовательской работы, пусть и примитивного, описательного характера. В совокупности такая деятельность позволяет расширить кругозор ученика, привить ему духовно-нравственные, этнокультурные ценности, а самому учителю достичь воспитательного эффекта в своей работе. Включение работ учеников в серьезный сборник материалов международной научной конференции послужит мотивацией для их дальнейшей поисково-исследовательской деятельности по фольклору.

Как известно, великий русский педагог и новатор К. Д. Ушинский, изучив и проанализировав немецкое, английское, французское, российское «общественные воспитания», выявил этническое своеобразие и отличие педагогики различных народов. Традиционная культура, обряды и обычаи, мировоззрение и мироощущение каждого народа самобытны и самодостаточны. Человек, выросший в таком окружении, впитывает молоком матери духовно-нравственные, этнокультурные ценности, сформировавшиеся этим окружением. Поэтому привлечение детей к башкирскому фольклору в данном случае в корне оправдывает основные функции народного образования вкупе с народным воспитанием.

Сохранить в закладках
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2024)
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Авторы: Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (104) (2024)
Авторы: Алехина Юлия Николаевна

Статья посвящена проблематике педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников на основе личностно-ориентированного подхода и определению рекомендаций, связанных с развитием педагогического сопровождения. Основная проблема состоит в отсутствии взаимопонимания старшеклассников и преподавателей и отсутствии полномасштабного применения личностно-ориентированного подхода. Цель исследования заключается в определении комплекса мер по действиям преподавателей при педагогическом сопровождении старшеклассников. Были изучены теоретические аспекты педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников; оценен зарубежный и отечественный опыт педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников на основе личностно-ориентированного подхода; обоснованы основные проблемы, связанные с педагогическим сопровождением и взаимоотношением старших школьников и преподавателей, а также определены мероприятия по развитию деятельности педагогов по работе с социальными компетенциями старшеклассников.

Были выделены теоретические аспекты педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников, определена сущность и содержание педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников, определены современные положения педагогического сопровождения на основе личностно-ориентированного подхода. Они были представлены посредством анализа зарубежного и отечественного опыта педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников на основе личностно-ориентированного подхода. На основании современного положения педагогического сопровождения подростков, рассмотрены проблемы, связанные с педагогическим сопровождением и взаимоотношениям старших школьников и преподавателей, а также были разработаны мероприятия по развитию деятельности педагогов по работе с социальными компетенциями старшеклассников.

Методология исследования: анализ и синтез теоретических и практических материалов по изучаемой проблеме, индукция и дедукция, аналогия, анализ мнения различных ученых, метод наблюдения, метод сравнительного анализа.

Результат исследования включает предложения универсальных мероприятий по взаимодействию преподавателей и обучающихся в вопросах педагогического сопровождения старшеклассников с применением личностно-ориентированного подхода. Выявлены теоретические особенности современного педагогического сопровождения формирования социальной компетенции старшеклассников на уровне личностно-ориентированного подхода; определены различные педагогические приемы и методы, связанные с улучшением взаимодействия старшеклассников и преподавателей; показаны проблемы и мероприятия по развитию деятельности педагогов по работе педагогов со старшеклассниками.

Сохранить в закладках