ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Авторы: Бидоленко Лариса Анатольевна

В статье рассмотрен метод обучения посредством проведения интегрированного занятия в вузовской библиотеке. Целью статьи является обоснование необходимости проведения интегрированных занятий в библиотеке как способа активизации мыслительных процессов студентов. Дано определение термина «интеграция» как процесса, имеющего своим результатом целостность, объединение, соединение и восстановление единства. Приведено определение термина «интеграция образовательного процесса», направленного на взаимообогащение знаниями из различных областей, единство знаний и умений. Рассмотрена одна из главных целей обучения в вузе – развитие у студентов способности рассуждать, логически мыслить, эффективно применять на практике полученные знания, уметь адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, работать с большими массивами информации. В статье сделан акцент на использовании интегрированного занятия как метода активного обучения с целью достижения единства интересов преподавателя и студентов, что, на наш взгляд, является перспективным направлением профессиональной подготовки специалистов любой сферы. Обоснована необходимость поиска активных форм и методов преподавания дисциплин с целью формирования опыта мыследеятельности будущего специалиста с учётом требований времени. Проанализированы отдельные активные формы обучения, стимулирующие мыслительную деятельность студентов и благотворно влияющие на усвоение знаний и формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Сформулированы задачи, стоящие перед данным видом занятия, приведены примеры заданий, разработанные сотрудниками вузовской библиотеки совместно с преподавателями кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры. Освещаемый опыт имеет практические результаты и может быть внедрен в педагогическую практику любой образовательной организации при изучении какой-либо конкретной дисциплины.

Сохранить в закладках
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (2024)
Выпуск: № 2 (104) (2024)
Авторы: Голайденко Лариса Николаевна

Предметом настоящего исследования является содержание обновлённых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования (2023–2024) учебных предметов «Русский язык» и «Литература» / «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» в части теории и практики анализа художественного текста.

Актуальность темы обусловливается потребностью в оптимизации интегрального обучения школьников русскому языку и литературе посредством интегрированного элективного курса «Анализ художественного текста».

Цель исследования – смоделировать интегрированный элективный курс «Анализ художественного текста» в соответствии с обновлённым ФГОС среднего общего образования.

Доминирующими методами исследования выступают моделирование, описание и методическое комментирование, анализ художественного текста.

В качестве главного результата исследования предлагается авторская рабочая программа интегрированного элективного курса «Анализ художественного текста», составленная в соответствии с обновлённым ФГОС среднего общего образования (2023–2024).

Новизна исследования заключается в выявлении и актуализации посредством семного анализа принципиально важной смысловой составляющей педагогической дефиниции «интеграция»; в анализе корреляции таких общедидактических понятий, как «интегральное обучение», «системный подход» и «межпредметные связи»; в разработке и первичной апробации авторской программы интегрированного элективного курса «Анализ художественного текста», соответствующей обновлённому ФГОС среднего общего образования (2023–2024); во введении и актуализации таких собственно лингвопоэтических содержательных аспектов, которые ранее не были представлены в программах подобного рода.

Материалы исследования могут быть использованы в практике интегрального обучения школьников русскому языку и литературе / родному языку (русскому) и родной литературе (русской), а также при освоении соответствующих методических дисциплин в педагогическом вузе.

В итоге исследования утверждается, что главным в интегральном обучении школьников русскому языку и литературе / родному языку (русскому) и родной литературе (русской) является взаимоусиление этих предметов. Одной из форм такого обучения выступает интегрированный элективный курс «Анализ художественного текста», кумулирующий в себе первичную методологию, теоретический минимум и прогнозируемый опыт комплексной аналитической работы с художественным произведением. Соответствие обновлённому ФГОС среднего общего образования (2023–2024), расширение и углубление содержательных аспектов позволяет реализовать данный курс сообразно современной образовательной ситуации в российской школе и современному уровню развития филологических наук.

Сохранить в закладках