Архив статей журнала

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - ФАКТОР СЕМЕЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОКОЛЕНИЙ "МЕСТНЫХ" И "ПРИШЛЫХ" Г. КАЗАНИ) (2024)
Выпуск: Т. 5 № 1 (2024)
Авторы: Овчинников Александр Викторович, Ибрагимова Алиса Ахтямовна

Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.

Сохранить в закладках
КАНАЛЫ ПАМЯТИ ОБ СССР ДЛЯ "ПОКОЛЕНИЯ X": ОТ ПОСТСОВЕТСКИХ МЕДИАИНТЕРПРЕТАЦИЙ ДО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА (2024)
Выпуск: Т. 5 № 1 (2024)
Авторы: Иванов Андрей Геннадиевич

Их называют «поколением X», их детство и юность пришлись на 1980-е гг., они имели свой доступ к советской реальности, находясь, как правило, в лоне семьи. Вчитываясь в тексты газет, анализируя содержание телепроектов постсоветского времени, автор пытается ответить на вопрос, соответствуют ли эти интерпретации и трансляции образов Советского Союза собственным впечатлениям представителей «поколения X», для чего привлекаются идеи А. Ассман, М. Хирш, Г. Хармана, А. Юрчака, а также интервью акторов разных поколений. Делается вывод о том, что сегодня под влиянием медиа у в свое время юных свидетелей СССР формируется особое - раздвоенное - восприятие советского прошлого.

Сохранить в закладках
СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ИХ ХОРОШИМИ ПУТЯМИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Авторы: Сыров Василий Николаевич

В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.

Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Осмаев Аббаз Догиевич

Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.

Сохранить в закладках