Архив статей журнала
Увеличение доли креативных индустрий в ВВП Российской Федерации до 6% за последний год свидетельствует о необходимости определения методологических рамок исследования данных индустрий. Превалирующий на данный момент отраслевой подход не позволяет описать внутренние связи креативных индустрий и соответственно не позволяет однозначно обозначить объект и предмет исследования. Формулировка научной задачи исследования. Отраслевой анализ и расчет комплекса общеэкономических показателей не позволяет учесть характер отношений между участниками креативных индустрий и комплексность формирования креативного продукта. Общеизвестные метрики, включающие количественный и структурный анализ организаций по кодам ОКВЭД, расчет добавленной стоимости, маржинальности не позволяют получить сопоставимые результаты по всем видам деятельности, относимым к креативным индустриям. В этой связи была сформулирована научная задача исследования, заключающаяся в определении подходов к пониманию функционирования креативных индустрий с позиции экономической деятельности, позволяющих преодолеть обозначенные ограничения. Полученные результаты. Комплекс креативных индустрий, функционирующий в постоянно модифицирующейся структуре коллабораций, творческих проектов, актах кратковременного сотрудничества между организациями и индивидуальными участниками методологически представляет собой сетевую структуру и наиболее полно может быть изучен в рамках существующей сетевой методологии. Развитие методологии сетевого анализа позволяет исследовать функционирование креативных индустрий как совокупности субъектов, деятельность которых дополняется комплементарно.
Выводы. Понимание комплекса креативных индустрий как сетевой конструкции позволяет последовательно решить задачи определения состава и структуры креативной сети, определить параметры участников исходя из возможностей доминирования, координации участников сети, а также определить характер связей между участниками креативной сети и рассчитать параметры, определяющие особенности формирования потребительской стоимости, и соотнести с определенными участками креативной сети, что в результате позволит определить наиболее действенные инструменты стимулирования развития сетевых структур креативных индустрий и увеличить получение эффектов от их формирования в рамках региональных и национальных экономик.