Миф об американской исключительности хотя и подвергается критике и деконструкции, в том числе в академических кругах, по-прежнему продолжает играть важную роль в политических процессах в США, что делает актуальным выявление механизмов его воспроизводства. Настоящее исследование представляет собой попытку внести вклад в приращение научного знания в обозначенной проблемной области посредством ответа на вопрос о том, какие политические символы используются сегодня для поддержания этого мифа. Он, в частности, основывается на представлениях об американской государственности, американских ценностях и американском могуществе. Обращаясь к анализу кинематографа как форме публичного дискурса, авторы выбрали объектом исследования кинокартину «Падение империи» (Civil War). Центральное место в киноленте занимает крушение государственности и могущества США на фоне внутреннего вооруженного конфликта, что делает произведение ценным эмпирическим материалом. Авторы ставят перед собой задачу выявления символов, которые участвуют в воспроизводстве мифа об американской исключительности в рамках выбранного кейса. Теоретико-методологическую базу исследования составляет конструктивизм, основным прикладным методом выступает качественный контент-анализ. Проведенный анализ показал, что посредством демонстрации крушения символов американской государственности и основ экономической, ценностной и военно-политической мощи США транслируется мысль о неизбежности и необходимости поддержания веры в американскую исключительность; отказ от нее равнозначен концу самой нации в нынешнем виде.
В статье рассматриваются процессы трансформации Мир-Системы, находящие выражение в крупных, фактически стадиальных изменениях. Мир-Система находится в фазе, предшествующей переходу в новое качественное состояние, с изменением баланса сил в самых разных аспектах и параметрах. В рамках анализа, проведенного в статье, отмечается, что такие изменения происходят редко, раз в несколько десятков лет, и периоды глубоких изменений могут длиться долго. Авторы предполагают, что период реконфигурации Мир-Системы и формирование нового мирового порядка займёт не менее полутора-двух десятилетий, а, возможно, и больше. При этом авторы приходят к выводу, что это будет турбулентный период с дальнейшим обострением противоречий и возможным переходом к вооруженным столкновениям. Важная идея статьи – эти коренные трансформации происходят в результате не только изменения международных отношений и баланса сил в военно-технологическом потенциале стран и геополитического расклада в целом (что обязательно), но и накопления крупных качественных изменений практически во всех сферах: от демографической до культурной, от технологической до идеологической. В статье анализируется динамика таких изменений за последние десятилетия.
Исследование посвящено изучению геополитического кода и символических образов ключевых геополитических акторов (Китая, США и Европейского союза) в сознании населения Калининградской области. Интерес к этому случаю обусловлен эксклавным положением региона, усугубившим социально-экономические проблемы, вызванные ростом международной напряженности. Методологической основой представленной научной работы является концепция геополитического кода К. Флинта. В рамках нее получены ответы на следующие исследовательские вопросы: какие страны, по мнению жителей региона, являются нынешними и потенциальными союзниками / врагами России? Как сохранить союзников и привлечь новых? Как противостоять врагам и предотвратить появление новых? Эмпирической базой исследования выступали результаты массового опроса (n = 979), а также восьми фокус-групп с жителями Калининградской области (n = 61). На основании обобщения полученных данных авторы выявили сходства и различия геополитического кода, присущие жителям региона, принадлежащим к разным возрастным группам. Также обнаружены особенности символических образов ключевых геополитических союзников и противников в восприятии жителей Калининградской области. Образ Китая преимущественно позитивный, включающий в себя такие характеристики, как сила, доброта и мудрость. Образы США и ЕС преимущественно негативного окраса. При этом образ США воспринимается как сильный и агрессивный, образ ЕС – как слабый и пассивный. Последнее обусловлено распространенным мнением о подчиненном положении Евросоюза перед США, а также о внутриполитической рассогласованности действий его членов.