Архив статей журнала
Анализируются исследования российских политических партий учеными из Китайской Народной Республики. Характеризуются взгляды китайских политологов на формирование и развитие российских партий, а также на структуру партийной системы современной России. При этом основное внимание сосредоточивается на парламентских партиях, поскольку считается, что именно их состав, особенности и взаимодействие оказывают решающее влияние на партийную систему. Показывается, что в соответствии с позицией китайских ученых, российская партийная система подразделяется на партию власти («Единая Россия»), псевдооппозицию (ЛДПР и «Справедливая Россия») и системную оппозицию (КПРФ). Подчеркивается взаимосвязь выводов китайских исследователей и российской политической науки. Отмечается, что китайские исследования российских партий обнаруживают определенную специфику, которая выражается главным образом в своеобразной трактовке расстановки политических сил (деление оппозиции на системную и псевдооппозицию), повышенном внимании к партийным идеологиям, а также концентрации исследовательского интереса на тех политических силах, которые обладают реальной властью или значительным политическим влиянием. К их числу китайские ученые относят, прежде всего, партии «Единая Россия» и КПРФ.
Рассматриваются особенности сотрудничества между Иркутской областью и Монголией с опорой на подходы неореализма, неофункционализма и конструктивизма. Уделено внимание как межгосударственному уровню отношений между Россией и Монголией, так и содержанию взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Проанализированы связи в политико-административной, экономической и институциональной сферах, в области гуманитарных контактов. Отмечено, что символическое наследие России в Монголии, относящееся к имперскому и советскому периодам, в последние годы находится в центре внимания федеральных властей. Особое внимание уделяется субнациональному сотрудничеству, а также факторам, негативно влияющим на динамику контактов в экономической и инвестиционной областях. Отмечается, что динамика политико-административного взаимодействия между Иркутской областью и Монголией зависит от активности взаимодействия на межгосударственном уровне. Сделан вывод, что ресурсный тип экономики Иркутской области определяет особенности международного сотрудничества на монгольском направлении, на предпосылки сотрудничества между Монголией и Иркутской областью оказывают негативное воздействие структурные факторы, проявляющиеся в непоследовательной политике федеральных и региональных властей. Показаны перспективы дальнейшего взаимодействия между Иркутской областью и Монголией.
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.