Архив статей журнала
Введение. Идеологическая функция государства является одной из важнейших вне зависимости от типа и исторического периода существования государства. Особое значение приобретает наличие эффективного механизма реализации названной функции, где субъектный состав имеет четкие задачи и полномочия. Цель исследования - изучение сложившихся подходов к пониманию механизма осуществления идеологической функции государства, определение круга субъектов, задействованных в идеологической деятельности государства, их статуса и форм работы.
Методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: логический, сравнительно-правовой, а также частнонаучные: формально-юридический метод и метод системного анализа. Совокупность методов позволила сформировать обобщенные выводы и концептуальные определения, а также произвести структурно-функциональный анализ системы органов, составляющих механизм идеологической деятельности.
Результаты. По результатам исследования дано авторское определение механизма реализации идеологической функции государства, а также определены субъекты, участвующие в реализации названной функции. Обозначены концептуальные закономерности распределения полномочий между отдельными звеньями этого механизма, где высшие органы государственной власти формируют общие и принципиальные моменты, а нижестоящие - разрабатывают конкретизирующие положения, реализуют определенные практические мероприятия и контролируют их результаты.
Спустя десятилетие после утверждения Концепции общественной безопасности в Российской Федерации вопросы научно-методологического обеспечения деятельности в рассматриваемой сфере национальной безопасности по-прежнему остаются предметом научной дискуссии. Анализ современных научных публикаций по проблемам общественной безопасности позволяет утверждать, что, несмотря на принятые решения в сфере стратегического планирования, соответствующие задачи по организации научно-методологического обеспечения - одного из основных стратегических национальных приоритетов - приходится решать в условиях отсутствия единой системы научно обоснованных взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны.
Цель исследования. На основе авторского теоретико-методологического подхода к анализу объектов защиты, целей и основных направлений обеспечения национальной безопасности, иных категорий, закрепленных в документах стратегического планирования в сфере национальной безопасности, определить роль и место общественной безопасности в системе стратегических национальных приоритетов. Разработать предложения по оптимизации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Выводы. Сформулированы выводы, что при обеспечении и защите национальных интересов Российской Федерации концентрация усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества должна быть сосредоточена на реализации самостоятельных стратегических национальных приоритетов в виде общественной и государственной безопасности. Отдельные усилия должны быть направлены на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера как на важнейший приоритет, нуждающийся в обеспечении безопасности и устойчивой репродукции. При этом объективно значимые потребности личности не могут рассматриваться в качестве национальных интересов Российской Федерации в отрыве от национальных интересов российского общества.