Архив статей журнала
Автор анализирует национальный и зарубежный опыт использования образования в качестве инструмента для продвижения национальных интересов, опираясь на концептуальные положения теории «мягкой силы» Д. Ная. Рассматривается положительная практика России, Великобритании, Германии, Китая, США, Турции, Франции и других государств как с позиции национального стратегического развития в целом, так и со стороны формирования и реализации тактических приемов выгодного позиционирования отдельных субъектов - университетов, их объединений, воплощенных примеров государственно-частного партнерства, территориальных образований. Принимается во внимание долгосрочный горизонт планирования с учетом важности имеющей место динамики международного взаимодействия. Сделаны выводы, согласно которым способность образования выполнять роль «мягкой силы» определяется рядом обстоятельств - его социальной ориентированностью и участием в межкультурной коммуникации, в формировании кадров нового поколения и духа товарищества, в обучении национальному языку и в приобщении к национальной культуре и др., а также тем, что академический престиж переносится на престиж государства. В целях повышения действенности образования в рассматриваемом аспекте автор признает необходимым развитие сетевого взаимодействия университетов и бизнес-организаций, повышение уровня привлекательности обучения для иностранных студентов, уменьшение дисбаланса лингвистических компетенций и включение системы образования в реализацию целей устойчивого развития.