Архив статей журнала
глобальное изменение мировых логистических цепочек и их участников ведет к значительным изменениям в структуре грузовых перевозок и трансформации роли традиционных международных транспортных коридоров, участниками которых являются государства – члены ЕАЭС, и выступает катализатором создания и развития новых транспортных путей. В статье рассмотрены направления переориентации международных транспортно-логистических потоков стран ЕАЭС по видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный), странам – основным внешнеторговым партнерам, и видам сообщения (международное, транзитное), произошедшие в 2021-2024 гг. Отдельно рассмотрены изменения во внешней торговле стран ЕАЭС, не подвергшихся санкциям (Армении, Казахстана и Кыргызстана) с крупнейшими внешнеторговыми партнерами в 2021-2023 гг.; выявлены основные источники роста экспортных и импортных потоков данных стран. В результате было выявлено, что транспортно-логистические потоки частично смещаются к югу от ЕАЭС, что приводит в росту востребованности Центрального евразийского коридора, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, МТК «Север - Юг», МТК «ТРАСЕКА». Возрастает роль России при формировании новых международных транспортных коридоров.
в статье обоснована ключевая роль транспортно-логистического фактора в процессе углубления интеграции в Евразийском экономическом союзе. Доказано, что наличие развитой и современной транспортно-логистической инфраструктуры является необходимым условием для стимулирования развития большинства отраслей народного хозяйства, роста инвестиционной привлекательности государств, мобильности рабочей силы как в ЕАЭС, так и за его пределами. Рассмотрены и проанализированы предпосылки формирования и развития единого транспортно-логистического рынка в рамках ЕАЭС являются две группы факторов: внутренние и внешние (по отношению к участникам единого рынка). Показаны достигнутые значимые результаты транспортной интеграции в ЕАЭС в сравнении с другими международными интеграционными объединениями. Обозначена прогнозная динамика показателей транспортно-логистической интеграции ЕАЭС. Выявлено, что существующая модель региональной транспортно-логистической системы имеет множество фундаментальных ограничений, которые препятствуют ее развитию: системные ограничения, ограничения транспортной инфраструктуры, ограничения логистической инфраструктуры, организационные и административные ограничения, нормативные ограничения, экономические ограничения. На основе выявленных проблем и ограничений предложены направления в сфере транспортно-логистического сотрудничества в ЕАЭС: гармонизация законодательства государств-членов, совершенствование тарифной политики, развитие и модернизация инфраструктуры и др. Сделан вывод о том, что повышение эффективности экономической интеграции в ЕАЭС во многом зависит от расширения и углубления транспортно-логистического сотрудничества интегрирующихся стран.