Архив статей журнала
В статье публикуются реплики театральных масок и статуэтки актеров из египетской коллекции В. С. Голенищева (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Терракотовые театральная комическая маска (или ее реплика для украшения курильницы?) и статуэтки актеров отражают распространение интереса к античному театру и греческой Новой комедии в Египте в эллинистический период. Украшения деревянных саркофагов в виде уменьшенных комической и трагической масок демонстрируют приобщение населения эллинистического и римского Египта к хтоническому культу Диониса, почитавшемуся как защитник душ усопших в потустороннем мире. Использование театральной атрибутики, в частности комических масок, с изобразительными мотивами погребального ритуала объясняется верой древних в магическую силу смеха, который, по их убеждениям, способен был нейтрализовать силы зла.
В статье публикуются две терракотовые статуэтки Деметры из египетской коллекции В. С. Голенищева (инв. № ГМИИ I, 1a 2867 и I, 1a 2899). Многочисленные аналогии им известны; наиболее близкие происходят из полисов Ионии и Северного Причерноморья. Кроме того, публикуемые терракотовые статуэтки имеют очевидное сходство с архаическими терракотовыми изображениями Деметры с Родоса. Терракотовые статуэтки Деметры из ГМИИ датируются, по-видимому, первой половиной VI в. до н. э. Они сделаны не из египетской глины и явно являются привозными, отсюда автор полагает, что они были завезены в Египет, скорее всего, через Навкратис. Возможная локализация их изготовления - Иония или Восточное Средиземноморье, где в архаическое и классическое время появились греческие фактории, например, в местечке Аль-Мина на территории Сирии.